Привет! Меня зовут Кирилл, я из Иркутска. Работаю удаленно в Neti с 2015 года разработчиком 1С.

Участвовал в 5-ти крупных проектах. Хочу поделиться с вами своими мыслями по эффективному общению с заказчиками:

  1. При первом контакте всегда представляйтесь. Неважно, что ваше имя заочно уже известно собеседнику. Он обратит на это внимание. Лично мне это очень приятно.
  2. Не обращайтесь по имени без необходимости, это может испортить дружественную атмосферу. Только в общих конференциях это уместно. В начале диалога вы уже поприветствовали друг друга по имени. Если у вас происходит личная переписка, то зачем в каждом предложении обращаться по имени?
  3. При каждой новой беседе всегда интересуйтесь, как дела у вашего собеседника. Прежде, чем задать свой вопрос, спросите, не отвлекаете ли сейчас от чего-нибудь важного и может ли он уделить вам пару минут. Поверьте, это очень сильно повышает уровень отношения к вам.
  4. Всегда хвалите. Даже если человек сделал какую-то мелочь и, возможно, не очень хорошо. Скажите, что он классный как разработчик/консультант/кто-то еще. Вообще, приучитесь всегда хвалить другого за его работу. Например, мне очень приятно, когда аналитик пишет, что я клевый и эффективный разработчик, хотя я сделал всего-навсего небольшое улучшение.
  5. Благодарите за любое действие. После любого разговора благодарите «Спасибо, что поинтересовались/обратились». Даже если вам просто позвонили, чтобы уточнить: «А что там с задачей?».
  6. Не подстраивайтесь под стиль общения с заказчиком. Если с вами говорит суровый дядя, а вы любите поставить смайлик – ставьте. Суровый дядя вас не побьет, он скорее поймет, что вы не такой, как он и скорректирует поведение если надо. А вообще – не будьте суровыми, ведите себя максимально открыто, даже с суровыми людьми 🙂
  7. Не докапывайтесь до человека. Если вам не отвечают по текущей задаче – отстаньте от человека, возьмите пока что-то другое в работу.
  8. Будьте грамотны в обращениях, используйте вежливые слова при обращениях с вопросами. Например, не «Скажите, как называется этот реквизит?», а «У меня не получается найти этот реквизит. Подскажите, пожалуйста, как он называется?»

Эти принципы я сформировал за несколько лет работы с разными заказчиками. Возможно, что-то из описанного для вас очевидно. Но, как говорится, «Повторение – мать учения» 🙂