Адаптация помогает новым сотрудникам привыкнуть к компании, узнать ее ценности и правила, познакомиться с коллегами. В Neti у адаптации нет определенного срока — каждый человек осваивается в собственном темпе. Его никто не торопит и не загоняет в рамки. Наоборот, мы стараемся сделать этот период для человека максимально комфортным.
Рассказываем, как мы помогаем новым разработчикам 1С быстрее влиться в коллектив и стать частью компании.
Приветственный созвон с руководителем и HR-менеджером
В 9 утра новому сотруднику по Skype звонят HR-менеджер, который курирует новичка, и руководитель дивизиона (РД).
В Neti два дивизиона 1С: «Аутсорсинг 1С» и «Разработка и сопровождение 1С» (РиС 1С). Они различаются структурой: в «Аутсорсинге» проекты закрепляются за РП, которые по необходимости набирают рабочую группу из программистов и консультантов. В «Разработке и сопровождении 1С» четыре постоянные команды во главе с РП и проекты закрепляются за командой.
Также дивизионы отличаются форматами работы. В «Аутсорсинге 1С» чаще всего фултайм: разработчики заняты на проекте заказчика полный день, задачи программисту ставит ответственное лицо со стороны клиента. У 1С-ников РиСа позадачная работа и нагрузку для них определяет РП их команды.
После того как руководитель дивизиона вводит новичка в курс дела, он передает слово HR-менеджеру и отключается. HR-специалист присылает новому коллеге ссылку в Wiki на чек-лист адаптации — это документ, в котором собрана вся необходимая информация для знакомства с компанией, ее правилами, регламентами и информационными системами. HR-менеджер объясняет сотруднику, что это такое, и подсказывает, на какие пункты обратить особое внимание.
Приветственный созвон длится около получаса. После него новый сотрудник самостоятельно изучает материалы чек-листа.
Знакомство с правилами, ценностями и регламентами компании
Основной материал, который изучает новый разработчик 1С в первый день — это Книга сотрудника. Из нее можно узнать историю, миссию, ценности и правила Neti. Также там хранятся ответы на вопросы, которые часто появляются у новичков:
- что делать, если заболел;
- как и по каким дням выплачивается зарплата;
- какие бонусы и поощрения есть в компании;
- к кому с какими вопросами обращаться.
Доступ к Книге сотрудника остается на все время работы в компании: если человек что-то забыл, например, как воспользоваться ДМС или как оформляется отпуск, он в любой момент найдет ответ на свой вопрос.
Дальше человек знакомится с корпоративной социальной сетью Yammer. Там мы делимся новостями, общаемся, находим единомышленников, поздравляем коллег с днем рождения, благодарим друг друга.
Обсуждение Книги сотрудника с HR-менеджером
После знакомства с правилами и регламентами новый сотрудник созванивается с HR-менеджером. Они обсуждают Книгу сотрудника, еще раз проговаривают правила, HR-менеджер отвечает на вопросы новичка и показывает ему Yammer. Этот созвон — не экзамен, а дружеское общение для закрепления материала.
— Мы знаем, что на старте даем много информации, и понимаем, что все сразу запомнить невозможно, поэтому всегда акцентируем внимание на том, что зубрить ничего не надо, — говорит Регина, HR-менеджер Neti. — Главное, чтобы новый сотрудник знал, где лежат необходимые материалы, и понимал, что может вернуться к ним в любой момент. Также мы всегда проговариваем, что если он не найдет ответа в Книге сотрудника, то может обратиться с вопросом к HR-специалисту или руководителю проекта.
Технический этап адаптации
Технический этап адаптации зависит от того, в какой дивизион попал разработчик 1С.
Дивизион «Разработка и сопровождение 1С»
После созвона с HR-менеджером новичок созванивается с РП команды, за которой его закрепили. На созвоне руководитель проекта рассказывает разработчику:
- о системе учета рабочего времени JIRA,
- о базе знаний в Confluence;
- о наших регламентах и стандартах разработки.
Разговор с РП длится около часа. После этого руководитель проекта добавляет разработчика в Skype-чат команды и представляет его коллегам.
До конца рабочего дня программист дивизиона «Разработка и сопровождение 1С» самостоятельно изучает регламент и стандарты разработки, инструкции по JIRA, смотрит обучающие видео о работе с клиентами. На следующий день его подключают к проектам.
Антон, программист дивизиона РиС 1С из Кирова, в Neti с апреля 2021 года:
— Здорово, что у нас не сразу бросают в гущу задач, а сначала дают время освоиться. Первые два дня я читал правила и регламенты. Это полезно: я узнал основные цели компании и разобрался в ее инфраструктуре. Еще нравится, что здесь всегда есть человек, готовый помочь и ответить на любой вопрос. Сначала мне все объясняла HR-менеджер, сейчас я чаще обращаюсь к своему руководителю проектов.
Дивизион «Аутсорсинг 1С»
После созвона с HR-менеджером до конца дня программист дивизиона «Аутсорсинг 1С» смотрит вебинары по работе с клиентами, изучает стандарты разработки и инструкции по JIRA, знакомится с базой знаний в Confluence.
На следующий день он созванивается с техлидом адаптации и они обсуждают то, что разработчик изучил накануне.
Дальше техлид дает новичку тестовую задачу. Этот этап — тренажерный зал, где разработчик тренируется применять наши правила и стандарты в разработке и общении с клиентами. Справиться с пробным заданием программисту помогает техлид адаптации — 1С-ник всегда может обратиться к нему за советом. Благодаря этапу с тестовым заданием новички быстрее запоминают наши принципы работы и увереннее чувствуют себя на настоящих проектах.
Наталья, программист дивизиона «Аутсорсинг 1С» из Санкт-Петербурга, в Neti с апреля 2021 года:
— Мне кажется, этап с тестовым заданием полезный — так лучше запоминается теория. Там я применила знания, которые получила из адаптационных материалов, и проверила, все ли правильно поняла. Для меня задача оказалась сложноватой, и Дмитрий, техлид, подсказал, как с ней справиться. Потом я сдала ему задание, он нашел несколько недочетов и подробно разобрал, что можно улучшить. Мне это очень понравилось: Дмитрий не сказал, что все плохо, а выделил конкретные моменты.
После сдачи тестового задания техлид адаптации добавляет нового сотрудника в Skype-чаты и дает ему на повторение курсы по Запросам и СКД. Если человек их уже видел, он может выбрать из базы знаний любой другой курс.
Поддержка в первый месяц
В первый месяц работы с разработчиком 1С регулярно списывается или созванивается закрепленный за ним HR-менеджер. HR-специалист спрашивает, все ли в порядке, узнает, есть ли у новенького проблемы, если есть, предлагает варианты решения.
Кроме этого программистам дивизиона «Аутсорсинг 1С» выделяют наставника. Задача наставника — поддержать и дать ощущение безопасности сотруднику, который недавно присоединился к коллективу. На протяжении пяти недель наставник помогает подопечному:
- отвечает на технические и нетехнические вопросы;
- узнает, как дела;
- выслушивает, поддерживает, подбадривает.
В дивизионе РиС 1С роль наставников выполняют руководители проектов. Сотрудник может обратиться к своему РП с любым вопросом.
Алексей, программист дивизиона «Аутсорсинг 1С» из Котласа, в Neti с апреля 2021 года:
— Вводная часть адаптации длилась два с половиной дня. Меня никто не торопил. Никто не сказал: «Вот документы — у тебя два дня на то, чтобы их прочитать». Я все спокойно посмотрел и изучил в комфортном темпе. Понравилось, что у меня был наставник, который проверял код и подсказывал, как его улучшить. На предыдущем месте этого не хватало. Я как-то решал задачи, но не знал, правильно сделал или нет. За два месяца здесь я узнал больше, чем за предыдущие полгода.
Разбор принципов клиентоориентированности
Neti — клиентоориентированная компания. Мы заботимся о наших заказчиках и стараемся сделать для них больше, чем они ожидают. Кроме того, это работает и по отношению к сотрудникам — мы относимся к коллегам как к клиентам: бережно, дружелюбно и тактично.
С принципами клиентоориентированности нового сотрудника знакомит HR-менеджер. Обычно это происходит в первый месяц работы. HR-специалист и новичок созваниваются, разбирают кейсы, основанные на ценностях компании, и обсуждают ситуации, в которых они могут пригодиться.
Через три месяца: конец испытательного срока и первая профвстреча
Испытательный срок в Neti длится три месяца. За это время и сотрудник, и работодатель успевают понять, комфортно ли им работать вместе.
Когда испытательный срок подходит к концу, с сотрудником проводят профессиональную встречу. Перед профвстречей человек заполняет опросник, цель которого собрать подробную обратную связь по результатам трех месяцев. В опроснике спрашивают, чему сотрудник научился за это время, какие проблемы у него возникали, какие процессы можно улучшить в компании и так далее.
На профвстрече обсуждают ответы человека, определяют его цели на ближайшие полгода и решают, как компания может помочь их достичь. Например, если сотрудник хочет освоить новую предметную область, мы подскажем курс и оплатим его.
Следующая профессиональная встреча проводится через полгода, и повторяется каждые шесть месяцев.
Евгений, программист дивизиона «Аутсорсинг 1С» из Чебоксар, в Neti с февраля 2021 года:
— До Neti я никогда не работал из дома и первое время было трудно перестроиться. Но компания старалась мне помочь привыкнуть к новым условиям. Со мной был мой наставник Николай. Он объяснял что, у кого и как спрашивать, интересовался, как у меня дела, подбадривал. Если бы не поддержка Николая, я бы, наверное, в первый же месяц все бросил и уволился. Сейчас стало гораздо легче — я адаптировался и уже комфортно чувствую себя на удаленке.
Когда заканчивается адаптация
В среднем адаптация — привыкание к новой компании — длится от трех до шести месяцев. Но это условный срок: все люди разные, поэтому мы не ставим новым сотрудникам жестких рамок. Если им нужно больше времени — это нормально. Мы в свою очередь постараемся сделать этот период максимально комфортным и всегда поможем, поддержим и объясним, как у нас все работает.