Летом 2022 года в Neti Mobile впервые пришли студенты на летнюю практику. Рассказываем, как договаривались с вузом, чему учили ребят, сколько потратили на организацию и самое главное — зачем все это понадобилось компании.
Как пришла идея провести студенческую практику в компании
Мы давно хотели открыть стажерскую программу, чтобы растить своих специалистов. Однако раньше эта идея постоянно тонула в обсуждениях. Мы не очень понимали, как все выстроить: посчитать экономику, заложить время наставников, продумать учебную программу и соотнести с текущими проектами для заказчиков. Поэтому когда пришла идея начать с малого — летней студенческой практики — мы почувствовали, что это шаг в верном направлении.
Обычно студенты профильных вузов хорошо подготовлены в плане фундаментальных знаний и практических инструментов. Они целенаправленно учатся несколько лет и на выходе имеют глубокие базовые знания и даже небольшой опыт участия в реальных проектах.
Как выбрали вуз для сотрудничества
Мы присматривались к разным вузам и остановили выбор на казанском ИТИС по нескольким причинам:
- В нем преподают действующие разработчики, которые делятся актуальным опытом со студентами;
- Несколько наших сотрудников закончили этот вуз и показали высокий уровень подготовки на собеседованиях;
- Я сам преподаю в ИТИС и изнутри вижу, как много там талантливых и воодушевленных ребят.
Однако решающую роль сыграл случай. Как-то меня пригласили на мероприятие, где выступали партнеры института — представители именитых ИТ-компаний. Слушая поздравительные речи, я удивился, как плотно они взаимодействуют с вузом — устраивают практику, проводят стажировку, организуют хакатоны. Очевидно, что это приносит двойную пользу: студенты набираются опыта, а компании присматривают себе перспективных специалистов уже на втором-третьем курсе обучения.
На следующий день я пришел в деканат с вопросом: «Хочу наладить сотрудничество между ИТИС и Neti Mobile, какие есть варианты?». Рассказал о компании, показал наши позиции в рейтинге Рунета, описал офис с комфортными условиями для приема студентов.
Для старта мне предложили провести летнюю практику. Предупредили, что у первых студентов будут брать обратную связь, потому что вуз дорожит репутацией. Практикантам должно все понравиться, чтобы институт захотел продолжать сотрудничество в будущем. До лета еще оставалась пара месяцев и у нас было время подготовиться.
Как представили компанию студентам
Летнюю практику предлагает много компаний и студенты выбирают то место, которое им больше нравится. В сравнении с российскими ИТ-гигантами, которые у всех на слуху, о нас знает не так много людей. Поэтому мы подготовили презентацию о компании, описали выполненные проекты и указали направления, по которым приглашаем учащихся. Деканат представил студентам Neti Mobile как новую компанию для летней практики.
После презентации я отправила в деканат Google-форму с анкетой для потенциальных практикантов. В ней были общие вопросы, например, почему вы выбрали это направление. Еще несколько вопросов добавила с собеседований — самых базовых, чтобы посмотреть, как ребята будут отвечать.
Всего мы получили 20 анкет. Я переслала их тимлидам, они просмотрели ответы и выбрали студентов. В итоге мы взяли 7 человек по четырем направлениям: React.js, тестирование, UX/UI дизайн и iOS-разработка.
После этого мы подписали договоры и дальше началось самое интересное.
Как придумывали проект для практики
Пока мы занимались подготовкой и бумажной волокитой, прошел месяц. Столько же времени оставалось до прихода студентов. Как-то мы созвонились с тимлидами и я говорю: «А что мы с ними будем делать?».
С одной стороны, хотелось организовать практику, приближенную к реальности. Когда я была студенткой, мы на практике подшивали папки, а нашей главной задачей было не мешаться. Смысла в этом нет. Для хорошей практики нужно было придумать что-то интересное, ведь ребята приходят в компанию, чтобы получить реальный опыт работы над задачами.
С другой стороны, не поставишь же студентов на боевой проект. Но как тогда показать им реальную жизнь и атмосферу в ИТ-компании? Мы хотели, чтобы ребята немножко окунулись в командную разработку и посмотрели, с какими инструментами работают айтишники. Тогда мы устроили мозговой штурм и придумали подходящий проект, связанный с онбордингом.
Нужно было сделать сайт со структурой компании: подразделениями, командами, тимлидами и разработчиками. Мы не знали уровень студентов и справятся ли они за две недели практики, но рассчитывали, что успеют.
Если ребята превзойдут ожидания и останется время, придумали дополнительную задачу: сделать страницу с ответами на частые вопросы сотрудников. На странице должен быть поиск по базе и возможность задать анонимный вопрос. Если и это успеют, придумали третью задачу: реализовать на сайте ленту новостей.
Как шла практика
В первый день мы встретили студентов в офисе. Они пришли слегка испуганные — для них это был первый волнительный опыт знакомства с компанией-работодателем. Мы подробно рассказали ребятам о Neti Mobile: кто мы и чем занимаемся, представили их наставникам.
Первые три дня наставники плотно погружали студентов в жизнь компании. Показывали, как работать с Jira и Confluence, и объясняли смысл проекта, который они будут делать на практике. Такая адаптация помогла студентам раскрепоститься и спустя пару дней они уже спокойно общались со всеми.
Как выстроили работу между сотрудниками и практикантами
Для ребят мы создали полноценные условия работы, которые сопровождают каждый коммерческий проект. Назначили руководителя проекта из действующих РП. Он сделал пространство в Jira и поставил задачи исполнителям со ссылками на Figma и Confluence. Аналитик написал техническое задание. Тимлид подробно расписал план работ на две недели. Менторы, курировавшие студентов, создали чек-листы на каждый день практики. Бэкенд-разработчики подготовили данные для фронтенда.
Для обсуждения проекта завели телеграм-чат. Там были все причастные: тимлиды, аналитики, дизайнеры, тестировщики — всего 14 человек. В первом потоке у нас было трое практикантов, для работы с которыми было задействовано 11 сотрудников — почти четыре человека на каждого студента.
Ребята вживую увидели, как общаются разработчики и перестали бояться спрашивать то, чего не знали. Разобрались, к кому с какими вопросами идти: что относится к бэку, что к дизайну, а что лучше узнавать у наставника. Если какие-то вопросы не решались письменно, мы созванивались и проговаривали их голосом.
Какие получили результаты
В итоге наши молодцы-студенты за оба потока выполнили все поставленные задачи. Повторюсь, они делали не абстрактный проект ради галочки, а проект, которым реально будут пользоваться сотрудники Neti Mobile. И мы с коллегами им за это благодарны.
Все студенты получили хорошие оценки за прохождение практики. Знаю, что оценки влияют на стипендию, и считаю, что они ее заслужили.
В последний день мы подарили ребятам мерч Neti и другие сувениры. Взамен услышали комплименты про обалденный коллектив. Обратная связь была очень хорошей: мы понравились студентам, а студенты — нам.
И еще один важный результат. Теперь я буду держать этих ребят на примете, и при необходимости мы сможем привлекать их на реальные проекты. Это стало возможным, потому что студенты хорошо себя проявили на практике.
Более того, после окончания вуза ребята станут полноценными специалистами, которых я ищу к нам в команду. И то, что мы уже знакомы — хорошая причина вернуться в Neti уже в качестве сотрудников.
Впечатления наставника и студентов
Кирилл: «Ребята могут прийти в компанию и с кайфом окунуться в мир разработки»
Я давно выступаю в роли наставника на разных онлайн-курсах, поэтому когда мне предложили вести студентов на практике в компании, я сразу согласился.
Мы легко нашли общий язык и могли свободно посмеяться, оставаясь в рамках формальных рабочих отношений. Ребята самостоятельно справлялись с задачами и в основном приходили с вопросами, которые касались особенностей нашей разработки и архитектуры, или из-за нехватки опыта, что для студентов совершенно нормально.
Бывали дни, когда от меня требовалось буквально 20 минут, чтобы ответить на их вопросы. А иногда ребята застревали на сложном моменте, который не реализовать без специальных знаний. Тогда приходилось на примерах объяснять, как и что делать.
На выходе у нас получилось хорошо работающее приложение, готовое на 95 процентов. Считаю это достойным результатом.
Я сам закончил бакалавриат два года назад, и у нас, к сожалению, такого опыта не было. Практика, которую я проходил вне университета, была, мягко говоря, не такого качества, как мы организовали в Neti Mobile. Мне очень понравилось, что ребята могут прийти в компанию, увидеть, как все работает, и с кайфом окунуться в мир разработки.
Этот опыт помогает студентам понять, к чему действительно стоит стремиться и что нужно изучать. Благодаря этому можно прокачать свои навыки во время учебы и к окончанию вуза стать востребованным на рынке специалистом.
Эрика: «Было страшно не оправдать ожиданий, но работа оказалась в радость!»
Я выбрала Neti Mobile для практики, потому что меня подкупило визуальное оформление презентации компании, а также смешанный онлайн/оффлайн формат работы. Вступительный тест придал уверенности в своих силах, так как я не сомневалась ответах. Еще у меня был опыт работы с React.js и я понимала, что хочу дальше развиваться в этом направлении.
Когда я впервые пришла в офис, у меня был страх неизвестности и слишком большой ответственности. Было непонятно, как к нам отнесутся сотрудники, будет ли поддержка на том уровне, на котором хочется в начале пути. Было страшно не справиться с задачами и не оправдать ожиданий работодателей.
В итоге мы окунулись в комфортную атмосферу, где все старались создать для нас рабочую и дружественную обстановку. Задачи легко выполнялись, а если что-то не получалось, то наставники всегда помогали. За всю практику я ни разу не ощутила давление или дискомфорт, работать было только в радость!
Алсу: «Почувствовала, что такое работа в большой команде»
Практика подарила мне положительные эмоции и теплые воспоминания.
Проект, который мы разрабатывали, был интересным в реализации. Я узнала несколько новых технологий и научилась работать с Jira. Почувствовала, что такое работа в большой команде, где каждый отвечает за свою часть. Очень понравилось взаимодействовать с людьми из других направлений: обратная связь была очень быстрой, чувствовался командный настрой.
Мы работали из офиса и из дома. Сотрудники были очень дружелюбными и располагающими к общению. Особенно хочу отметить наших наставников — они потрясающие! Всегда помогут, дадут полезные советы, расскажут что-то интересное о программировании и работе в компании.
Спасибо за эти две недели, Neti — навсегда в сердечке 💙
Результаты для бизнеса
Для нас это был первый опыт работы со студентами, и, на мой взгляд, все получилось круто. Выделю три результата, которые считаю самыми важными.
Мы получили хороший опыт планирования. Теперь мы знаем, как организовывать практику и больше не боимся упустить что-то важное. Понимаем, сколько ресурсов выделять и на что. Этот опыт будет масштабироваться в будущем, когда мы организуем стажерскую программу. А еще это поможет запустить курсы повышения квалификации для сотрудников.
Студенты взяли от нас максимум. Они поработали и в офисе, и удаленно. Успешно выполнили проект с дополнительными задачами. Познакомились с внутренней культурой, и им понравилось. Увидели, какие бывают ИТ-компании, и поняли, какой может быть подходящая им работа.
Я еще раз убедился, какая у нас классная команда. Для меня студенческая практика выглядела так: я договорился с вузом и подписал договор, а потом инициативу взяла в свои заботливые руки наша HR и организовала весь процесс уже без моего участия. Я только наблюдал, как сотрудники сами включались, проводили код-ревью, помогали студентам, отвечали на вопросы.
Причем до начала практики я слышал сомнения некоторых коллег: «Зачем нам это надо? Не лучше ли уделить больше времени коммерческим проектам?». В итоге, проведя три дня со студентами, коллеги воодушевились новой ролью и с горящими глазами погружали ребят в реальность ИТ-разработки.
Сколько стоит организовать студенческую практику
Возможно, кто-то решит, что практика для студентов — сплошной головняк и бесполезные расходы для компании. На мой взгляд, это не так.
Я выделяю прямые и косвенные затраты на организацию:
- прямые — это стоимость подарков, которые мы вручили студентам;
- косвенные — это время сотрудников, которые с ними работали.
Прямые обошлись нам максимум в 20 000 рублей. Это сувениры и подарочные сертификаты для ребят за успешное прохождение практики.
Косвенные затраты стоили нам примерно 50 рабочих часов сотрудников: дизайнеров, тестировщиков, разработчиков. Но считать это время чистым расходом я все-таки не могу. Коллеги погружались в задачи, работали по графику проекта, решали организационные вопросы и, по большому счету, дополнительно прокачивали софт-скиллы.
Подобный опыт улучшает внутреннюю атмосферу, получается своего рода тимбилдинг. Все это приносит пользу компании, хоть и не материальную.
Что дальше
Мне уже начались звонки от других студентов ИТИС: «А есть ли у вас стажировка? Можно к вам пройти собеседование?». Я рада, что имя нашей компании становится известным в хорошем айтишном вузе. Это было одной из наших целей, к которой мы приблизились.
Теперь мы хотим расширять взаимное сотрудничество с ИТИС вплоть до проведения мастер-классов в рамках самого института. Можно организовывать и более серьезную, например, дипломную практику, когда студенты выполняют практическую работу с реальным результатом в рамках потребностей ИТ-компании.
Следующим летом тоже планируем устраивать студенческую практику. Кроме ИТИС, в Казани есть Иннополис, КНИТУ-КАИ им. Туполева, ИВМиИТ. Будем искать выходы на новые вузы и договариваться.
Следующий шаг — набирать стажеров. Для этого нужно разработать стажерскую программу, которая поможет соискателям прокачать скиллы, а нам — выбрать кандидатов, чтобы пригласить их работать в компанию. Это объемная задача, и мы понемногу начинаем двигаться в этом направлении.
Резюме
Как организовать студенческую практику в компании:
- Выбрать профильный вуз, где качественно готовят студентов.
- Договориться с деканатом о практике по нужным направлениям.
- Сделать презентацию о компании, чтобы заинтересовать студентов.
- Придумать проект и разработать программу практики.
- Выбрать наставников, которые будут вести студентов в рабочее время. Если нужно, снизить их загрузку по другим проектам.
- Выделить приемлемый бюджет на расходы, которые могут возникнуть во время практики.
- Организовать для студентов условия, максимально приближенные к реальной работе: расписать план задач, создать чек-листы на каждый день.
- По итогам практики взять обратную связь и оценить работу студентов для деканата.