В мире много вдохновляющих примеров, когда собственное увлечение или попытка облегчить себе жизнь становится отличной бизнес-идеей и выходит на большой рынок. И этот процесс невозможно остановить. В IT-мире регулярно появляются новые продукты, выросшие из пет-проектов.
Например, так появились Linux. Линус Торвальдс видел массу неудобств в операционке, установленной на учебных компьютерах его университета, а в итоге создал свою систему, на которой работают сейчас миллионы компьютеров и смартфонов. Или Slack – его создатель Стюард Баттерфилд вообще-то хотел сделать видеоигру. И даже начал писать код для неё, но отвлекся и сначала создал соцсеть Flickr, продал её Yahoo!, а потом снова предпринял попытку написать игру, но родилась идея корпоративного мессенджера. Ставим ставки, напишет ли он когда-нибудь игру?
Таких историй много, программисты во всем мире пробуют писать пет-проекты и советуются друг с другом. Видя это в двухтысячных разработчики Крис Вантрасс и Том Престон-Вернер решили создать удобную площадку для такого обмена информацией. Да-да, GitHub тоже явился миру сначала как пет-проект – софт для совместной работы двоих человек. Но они увлеклись и создали платформу для миллионов человек. Вдохновляет, правда?
Мы поговорили с нашими коллегами об их опыте разработки пет-проектов, планах на будущее, а также о том, нужны ли вообще пет-проекты?
Пет-проекты сотрудников Neti
Торговый бот для внутренней валюты Инфостарта и игра-головоломка
Пет-проектами называют любые разработки вне рабочего времени. И таких проектов, не считая мелких тренировочных программ, у меня было два: торговый бот для внутренней валюты Инфостарта и игра-головоломка.
Оба я начинал с целью научиться чему-то. Вообще, довольно много новых вызовов даёт работа, но если появляется что-то любопытное за её пределами — почему бы не попробовать?
Расскажу про свой торговый бот. На известной всем 1С-никам платформе Инфостарт есть собственная внутренняя валюта — стартмани. За неё торгуются разные внутренние услуги, подписка, и ей же поощряют авторов за просмотры статей.
Сначала я получал небольшой доход за просмотры, а потом меня заинтересовал курс стартани — он не был постоянным. Администрация Инфостарта запустила биржу со всеми атрибутами: выставлением заявок, графиками и стаканом. Вот эта часть меня и заинтересовала.
Принцип работы стакана такой же, как и на «большой» бирже — пользователи выставляют заявки на покупку и продажу, когда сделка состоялась продавец получает рубли, покупатель — свои стартмани. Заработать на этом какой-то приличный капитал крайне трудно, но мне было интересно сделать бота, который автоматизировал бы эти процессы.
Я занялся ботом и довольно скоро написал его. А вот с подключением оказалось всё не так просто: у биржи нет открытого API, поэтому порог входа высокий. Собственно, моей целью был сам бот, и я её достиг, поэтому со спокойной душой ушёл с головой в другой проект, связанный с работой, а в список своих навыков добавил создание торгового бота.
Другой мой пет-проект — игра-головоломка. Моей личной мотивацией снова стало желание учиться — я хотел попробовать писать на Unity. В проекте я был не один, собралась команда из троих человек: разработчик (это я), геймдизайнер и маркетолог. Мы попали во внутренний акселератор стартапов Neti и это дало нам толчок к развитию. За 3 месяца мы сделали хороший MVP, зарегистрировали юрлицо и даже опубликовали игру на Play Market. Чем ближе к выпуску — тем меньше моей работы, как программиста. И соответственно, тем меньше учёбы, а это было самым интересным для меня.
Опыт изучения других языков, IDE, поиск подходов дают более глубокое понимание своего основного языка и бизнес-задач. Поэтому, я думаю, что программисту необходимо постоянно изучать новое, если он хочет оставаться на плаву и быть востребованным. Во многом это продиктовано моим характером — мне любопытно изучать новое, пробовать иные подходы к разработке. Поэтому постоянное обучение — это обязательное условие работы.
Приложение Mapos
У меня очень активный пет-проект, называется он Mapos. Мы с командой (да-да, с целой командой) создаем интерактивную карту, где можно поставить оценку любому месту. Это не аналог «Яндекс.Карт», где пишут отзывы для коммерческих заведений. В нашем приложении можно оценить буквальной любое место — жилой дом, место для кемпинга, детскую площадку и т.п.
Всё началось полтора года назад, когда мы с приятелем активно мозгоштурмили несколько дней подряд. Сейчас уже невозможно понять, кто первым предложил идею, потому что мы перебирали самые разные варианты, докручивали и придумывали фичи, искали референсы, чтобы в итоге у обоих сложилась общая картина.
Мне нравится идея пет-проектов тем, что каждый берёт от них то, что ему важно — один развлекается, другой — обучается, третий — ищет связи. Для нас наш пет-проект — это одновременно и прокачка скиллов, и нетворкинг, и полная творческая свобода, потому что в нём ты сам себе заказчик.
Так вот в Mapos мы собрали команду — руководитель проекта (это я), бэкэндер, DevOps-разрабочтик, дизайнер (по совместительству маркетолог) и фронтендеры.
С некоторыми мы были знакомы ещё до проекта, а часть людей присоединились в процессе через знакомых — их заинтересовал проект, а значит, он может быть полезен и другим. Мы по 3-4 часа в неделю занимаемся нашим приложением — готовим роадмап, пишем код, дизайним, даже стихийно создали собственный мерч.
Кстати, скоро мы будем проводить глобальный опрос потенциальных пользователей, чтобы улучшить и построить дальнейший план развития проекта, буду рад, если мои коллеги примут участие!
Намерения у нас самые серьёзные — мы ищем способы выйти на бизнес-инкубатор, а в дальнейшем выпустить приложение. Даже если этого не произойдет, я думаю, что это крутой опыт.
Любой пет-проект — это момент развития. Можно закрыть те потребности, которые недодаёт работа или общение с друзьями, подучиться, завести полезные знакомства. В одиночку создать что-то более-менее стоящее очень трудно. Не просто потому что не хватит времени и сил. Команда в таких делах очень усиливает каждого, кто участвует в проекте, есть диалог, и совместными усилиями можно добиться больше, чем в одиночку.
Если не знаешь, с чего начать
Приятно читать такие вдохновляющие истории. Но путь к крутым идеям лежит через довольно скучные дела, и это может отпугивать тех, кто не знает, с чего начать.
Нам удалось выявить три ключевые потребности, которые могут закрывать пет-проекты:
- Фан и увлечение, когда просто кайфуешь от самого процесса создания сервиса.
- Прокачка скиллов, обучение.
- Бизнес и деньги.
Именно в таком порядке. До прибыли доходят единицы, большинство даже не планируют выпускать свой проект на большой рынок. Поэтому на первый план всё-таки стоит выставлять личный интерес.
Всем ли нужны пет-проекты? Это философский вопрос, но мы тут больше склоняемся к мнению, что это лишь один из способов поддерживать свою страсть в отношениях с работой, развиваться, а также пополнять своё портфолио.
Нет идей для собственного пет-проекта? Иногда достаточно просто оглянуться вокруг и выявить операции, которые можно автоматизировать:
- составить чат-бота для организации свадебной вечеринки;
- программа для генерации сложных паролей;
- конструктор меню, чтобы не думать каждый день, что приготовить на ужин;
- моды для игр и т.д.
И наконец несколько советов от наших коллег:
- Если проект получается сложным, можно найти ментора или попросить кого-то о помощи. Самостоятельное обучение по урокам на ютубе может быть эффективным, но помощь более опытных товарищей бывает более ценной. Впрочем, одно другому не мешает.
- Объединяйтесь в группы. Как было сказано выше, в одиночку можно сделать часть. Люди додумались до разделения труда не для того, чтобы в 2024 году ты всё делал один. Поэтому всегда можно найти единомышленников, например, в чате взаимопомощи.
- Совмещая работу и пет-проект легко устать и выгореть. Поэтому во всём важна умеренность и баланс. Мы не настаиваем на том, чтобы сотрудники Neti вели свои пет-проекты параллельно работе, но всегда рады и готовы поддержать, если кто-то из нашей команды рассказывает о своих наработках!