Дмитрий, консультант из Казани, занимается 1С с 2014 года, хотя сам учился на инженера-робототехника. Дмитрий рассказал, как пришел в профессию, объяснил, в чем суть его работы, и дал советы новичкам, как быстро набраться опыта.
Как пошел работать на оружейный завод и познакомился с 1С
В детстве я пробовал заниматься и танцами, и музыкой, но больше всего мне понравился кружок 3D-моделирования. Сейчас 3D-моделирование — это создание 3D-объектов в компьютерных программах, а тогда мы собирали машинки на радиоуправлении руками.
Из-за интереса к роботам и конструированию после школы я поступил на факультет робототехники, где у нас было много математики и программирования. Мы изучали Assembler, C#, C++, «травили» платы, программировали пульт радиоуправляемого вертолета размером с половину легкового автомобиля. На защите диплома нам предложили работу на заводе, который производит оружие. Предприятие переходило с 1С:УПП в SAP ERP, и требовались люди для сверки данных. Я понятия не имел, что такое 1С и система учёта, но заинтересовался проектом и пошел на завод.
Меня приняли инженером-технологом. Я сверял данные в 1С с информацией в спецификациях и технологических картах, нормировал операции — стоял с секундомером рядом с рабочим или станком, засекал, сколько времени у него уходит на то или иное действие, и заносил время в систему. В конфигурации я разобрался без труда. Гораздо сложнее было понять, как работает цех и почему бизнес-процессы устроены именно так. Чтобы вникнуть, много общался с технологами, задавал вопросы более опытным товарищам и читал спецификации.
Когда закончилась сверка, меня перевели в ИТ-департамент и назначили консультантом. Я подготавливал данные к переносу из 1С в SAP и ставил задачи разработчикам 1С. Как это происходило — я подходил к программисту и спрашивал: «Что нужно сделать, чтобы справочник ушел в SAP?» И он мне на пальцах объяснял, что есть такие-то регистры, такая-то доработка, и что мне надо подготовить Excel-файл, который мы зальем в обработку. Сначала я собирал Excel-файл, а разработчик загружал его в систему. Потом я попросил научить меня это делать, чтобы лишний раз никого не дергать. Программист научил. Так потихоньку я разбирался, как работать с системой и общаться с разработчиками.
Постепенно обязанностей становилось больше: я отвечал за всю нормативно-справочную информацию (НСИ) предприятия, помогал пользователям решать вопросы, учил технологов выгружать данные из 1С в SAP.
В вузе я не проходил бухучет и не знал, что такое проводка, поэтому сначала общаться с бухгалтерией было сложно. Когда бухгалтер звонил и жаловался, что какая-то проводка не проходит, я его выслушивал, обещал перезвонить и шел с вопросами к руководителю. Он мне все объяснял, потом я помогал бухгалтеру. Потихоньку я начал говорить на одном языке и с бухгалтерией.
Дальше нас перевели в JIRA: пользователи оставляли там заявки, которые мы с коллегами обрабатывали. В день падало по 200–250 заявок. У одних не формировались отчеты, у других неправильно загружались данные в SAP, у третьих возникали ошибки при создании каких-то элементов в системе. Мы помогали людям решать эти проблемы. Иногда пользователи просили добавить в SAP новый функционал, и тогда мы ставили задачи SAP-разработчикам, а они реализовывали «хотелки» коллег.
На заводе я проработал 2,5 года. Со временем заявок поступало все меньше и в целом стало скучно, потому что я узнал все что мог. На HeadHunter наткнулся на вакансию консультанта в казанском франчайзи 1С, прошел собеседование и уехал из родного Ижевска в столицу Татарстана.
Франчайзи 1С: «Главное — слышать клиента и делать вид, что понимаешь»
Казанский франч внедрял 1С:ERP и модули «Молокозавод» и «Производство алкогольной продукции» на молочных и ликероводочных заводах. Чуть ли не в первый день меня отправили в лабораторию на «ликерке» настраивать 1С:ERP и обучать лаборантов в ней работать. Трудно научить тому, чего не знаешь — я систему видел в первый раз. Мне выделили наставника, но он был занят на другом проекте и не выходил на связь. Также накануне скинули инструкцию, но ее не обновляли несколько лет, так что информация в ней устарела. В общем, я был максимально не готов и очень переживал. Приехал на завод, а там все такие милые сидели и так же, как и я, ничего не знали. Мне рассказывали о процессах, я внимательно слушал, записывал их вопросы и делал вид, что все понимаю. После разговора позвонил наставнику и спросил, что делать. Он мне объяснил, а я передал заказчику. В итоге все прошло нормально, но не без стресса.
После этого случая я понял: главное — слышать клиента и делать вид, что что-то понимаешь, чтобы он не терялся. Ему ведь тоже хочется поскорее разобраться с нововведениями и вернуться к основной работе.
Через полгода меня отправили в Медынь, это Калужская область, настраивать 1С:ERP на молокозаводе и обучать пользователей. Как хорошо там встретили! У меня больше никогда такого не было. Я приехал, вокруг все собрались, послушали меня, а потом сказали: «Хватит на сегодня. Хочешь кушать?». Дали мне огромный пакет с сыром, молоком, творогом и отправили в Калугу в четырехзвездочный отель. Полгода я как в санатории провел: две недели в Калужской области, неделя — в Казани.
Но не все было сладко да гладко. Я плохо знал систему, и даже на самые простые настройки тратил по несколько часов. Бывало, вечерами я сидел в гостинице, пил молоко, которым на заводе угостили, и думал, как реализовать «хотелки» клиента. В итоге настроил программу, но у меня на это ушло больше времени, чем у опытного специалиста. А никто и не жаловался.
Сырзавод в Краснодаре и молокозавод под Екатеринбургом
Я много летал по России и с постоянными командировками не успевал обживаться в Казани. Как-то параллельно вел проекты в Краснодаре и Алапаевске, это в Свердловской области, и три месяца не появлялся дома. Прилетел только на новогодний корпоратив, после которого снова с коллегами отправились в Алапаевск. Там неделю поработали, собирались обратно в Казань. От Алапаевска до Екатеринбурга — два часа на машине. Мы поехали в аэропорт, но из-за ремонта дороги встали в пробку. Позвонили менеджеру, сказали, что до вылета 10 минут, а нам ехать еще час, и спросили, что делать. Он ответил: «Езжайте, вдруг успеете». Мы его убедили, что смысла ехать в аэропорт нет, и нам купили билеты на поезд.
Мне особенно запомнился проект в Краснодаре. Агрокомплекс им. Н. И. Ткачева строил сырзавод, где все процессы максимально роботизированы: роботы-кладовщики привозят готовую продукцию со склада в зону отгрузки, а роботы в сырохранилище отвечают за переворачивание сыра и обработку голов.
Клиент хотел связать роботов с 1С и получать с них данные в систему автоматически. Кошмар, какая это была сложная задача для меня — человека, который недавно узнал, что такое 1С. Но я ее решил. Изучил техническую документацию, пообщался с разработчиками, сопоставил номенклатуру оборудования с номенклатурой 1С и составил огромную схему по процессам — от приемки сырья до выпуска готовой продукции. После того, как проработал взаимодействия систем, написал ТЗ, а разработчики реализовали функционал.
Как пришел в Neti
Постоянные командировки надоели, и я стал искать место поспокойнее. Знакомый порекомендовал меня в Neti, но я не прошел собеседование — оказалось недостаточно знаний по бухучету. Это и неудивительно, ведь в основном я занимался блоком «Производство» в ERP, УПП и КА.
Спустя несколько месяцев позвонил HR-менеджер Neti, сказал, что появился проект по производству, и пригласил на работу. В марте 2020 года я пришел в компанию, но проект не начался из-за коронакризиса.
В Neti я познакомился с новыми конфигурациями 1С: «Управление торговлей», «Управление холдингом», «Мясокомбинат», CRM. Чтобы разобраться с ними, задавал вопросы коллегам или изучал инструкции.
В роли аналитика поработал на проекте, где для вуза с нуля разрабатывали аналог «1С:Университет». Клиент собирался перейти в новую конфигурацию с Microsoft Access. Я общался с пользователями, собирал информацию со старой системы, писал техническое задание и ставил программистам задачи по разработке функционала, аналогичного тому, что был в Access.
После постоянных командировок в разные города может показаться, что в Neti мне скучновато. Во франче я объездил пол-России и набрался опыта, но я там и выгорел. А в Neti всего в меру, и мне это нравится. Никто не позвонит поздно вечером и не скажет, что надо делать срочную задачу. Никто не лишит премии за то, что ты в выходной ничего не сделал. В прошлых местах таких моментов было много.
Как стать консультантом 1С
Главная задача консультанта — услышать пользователя и реализовать то, что он хочет, или предложить альтернативу. Эта работа подойдет тем, кто любит людей и готов быть немного психологом: часто у собеседников куча проблем, еще кошка родила, и хочется кому-то высказаться. Некоторые думают, что у консультанта должен быть хорошо подвешен язык, чтобы он мог уболтать кого угодно. Я считаю, что самое важное качество — умение слушать.
Тем, что хочет стать консультантом 1С, советую идти во франчайзи стажером. Там можно быстро получить базовые знания и опыт на реальных проектах.