В первой части мы говорили, какие этапы собеседований проходит компания по мере роста и как сообщество 1С влияет на подход к найму. Сегодня посмотрим на собеседование глазами участников: HR, разработчик и соискатель рассказывают, как выглядит отбор изнутри.
«Как будто с психологом пообщался»: переработанный HR-блок
Раньше HR-собеседования длились 15–20 минут. Мы просили кандидатов оценить свои технические знания по 10-балльной системе и мало раскрывали людей в части софт-скиллов. На выходе не было глубокого понимания, что за человек пришел на встречу.
В дальнейшем короткие HR-блоки приводили к сложностям с новыми сотрудниками из-за невыясненных проблем. Например, человек увольнялся через пару месяцев, потому что не подошла удаленка или проекты были не те, которые он ожидал. По большому счету, это вина компании. Такие вещи нужно обговаривать в самом начале и сразу понимать, подходим ли мы друг другу, чтобы не тратить время соискателя.
Для того чтобы минимизировать количество неожиданных увольнений и поднять число качественных трудоустройств, мы переработали HR-собеседование.
В части хард-скиллов все осталось по-прежнему. Мы также задаем вопросы на знания конфигураций, версий систем, управляемых форм. Уточняем опыт работы и спрашиваем про самообразование. Основные же перемены коснулись оценки софт-скиллов.
Я стремлюсь раскрыть кандидата и понять, чем интересуется и чего на самом деле хочет потенциальный сотрудник, какая у него мотивация. Мы общаемся блоками. Например, о работе с заказчиками: как обычно строится коммуникация, какие комфортные условия работы, как часто не соблюдались сроки. Обсуждаем ценность работы для человека: почему именно программирование, есть ли собственные проекты и разработки. Все это показывает, как соискатель относится к своему делу.
Вместо 15 минут новые собеседования стали длиться по часу, а отсев вырос до 50%. Зато теперь мы лучше понимаем, какие люди подходят компании и кому подходим мы по ценностям.
После короткого HR-блока максимум, что говорили люди в конце: «Спасибо за комфортное общение». Сегодня я слышу другие слова: «Таких собеседований с подобными вопросами у меня еще не было. Круто, как будто с психологом пообщался, классный опыт!». Коллеги тоже делились похожими отзывами, например: «Раньше я даже не задумывалась, что мне важно и интересно в работе. Ваши вопросы раскрыли меня и теперь я понимаю, чего хочу».
Внутреннее обучение после трудоустройства
Есть прямая зависимость. Чем сложнее собеседование, тем более квалифицированные специалисты приходят в компанию — их не нужно дополнительно обучать, они сразу готовы к любому проекту. И наоборот: чем легче собеседование, тем больше требуется последующего обучения.
Если компания не учит сотрудников, то сложное собеседование — единственный способ получать качественные кадры. Но проблема в том, что количество высококлассных специалистов на рынке ограничено, и этот канал быстро исчерпывается.
В 2022 году мы запустили внутреннее обучение. Пилот стажерской программы в 1С показал себя хорошо, и тогда началась подготовка обучающих материалов для опытных специалистов. К сожалению, большая часть готовых курсов на рынке не выдерживает критики, поэтому мы сами разрабатываем обучение нужного уровня сложности и детализации. Опираемся на реальные требования заказчиков — иначе все это имеет мало смысла.
Внутренняя программа обучения позволяет нам свободнее обходиться с собеседованием. Когда нужно, поднять сложность, чтобы сократить число соискателей. Когда нужно, наоборот, сделать вход проще и доучить людей после устройства в штат. Сегодня тренд на скорость, поэтому в приоритете легкий отбор с дообучением.
«Новый формат понравился больше»
Я проходила собеседование в Neti дважды: год назад и два месяца назад.
В прошлом году техническое собеседование состояло из двух блоков. Тогда у меня не хватило знаний и я не смогла ответить на некоторые вопросы. Помню, как после встречи со мной связалась HR и прислала ссылки на курсы и видеоуроки, которые помогли бы закрыть пробелы.
В этом году я снова просматривала вакансии, увидела знакомую компанию и откликнулась. Мне ответили: «Амина, здравствуйте. Мы с вами разговаривали». Здорово, что компания сохранила мои данные. После общения с HR меня пригласили на техническую встречу. Предупредили, что теперь будет не два блока, а один общий.
Мне прислали тестовую базу и я созвонилась с интервьюером. Во время собеседования нужно было решить несколько задач, исправить пару ошибок и объяснить, что делает кнопка на форме. Лайвкодинга с демонстрацией экрана было совсем немного. В конце разговора я услышала: «Очень даже неплохо».
Если сравнить два формата собеседования, то новый мне понравился больше. Все прошло быстрее и не пришлось выделять два разных дня. Но особенно понравилось другое. Если я не знала ответа, то интервьюер подробно разбирал вопрос, а не пропускал его. Так было и год назад, и сейчас. И хотя я прошла не с первой попытки, от обоих собеседований у меня остались только положительные впечатления.
«Кандидатам интересно»
В 2015 году, когда я устраивался в Neti, собеседование длилось четыре часа. Это был плотный разговор по Skype с демонстрацией экрана. Я отвечал на вопросы и показывал код, и за это время я весь вспотел.
Через пару лет я сам стал джедаем и начал собеседовать кандидатов. Можно было выбрать, что проводить: теорию или практику. И если на теоретическую часть хватало часа-полутора, то на практическую уходило до трех часов. Это было тяжело и для соискателя, и для интервьюера. Постепенно все поняли, что нужен другой формат отбора.
Старый вариант собеседования был крутым. Специалист, прошедший его, гарантированно был отличным разработчиком. Новый формат взял лучшее из прошлого, сохранил качество и стал быстрее и актуальнее.
А что касается простоты, то не все однозначно. У меня есть пример сотрудника, который проходил старое собеседование, а недавно сдавал новый тест. Он признался, что вопросы сложные и без подготовки он, возможно, завалил бы техническую часть. При том, что само собеседование стало короче — в среднем 1,5 часа против 4,5 раньше.
Сегодня решает скорость, и новый формат в этом смысле лучше. Может быть, гуглам и яндексам простительно ставить на входе несколько этапов технического отбора. Но для нас это, наверно, лишнее.
Я всегда интересуюсь у кандидатов, как им собеседование. Сравнивая нас с другими компаниями, они говорят, что здесь интереснее. Когда есть готовая база, которую можно посмотреть, и код, который нужно проанализировать, — это как минимум не скучно.
Людям нравится, что после собеседования мы даем материалы, которые помогают подтянуть знания. По ним можно подготовиться и договориться с HR о новой встрече. Я знаю много случаев, когда кандидаты приходили в компанию со второй попытки — в Neti это нормальная практика.
Какие форматы собеседований могут появиться в будущем
Подход к собеседованиям меняется вместе с компанией. Мы всегда находимся в процессе его переработки, прислушиваемся к запросам кандидатов и следим за тенденциями в сообществе. Возможно, скоро появятся новые форматы, которые опередят сегодняшний день.
Задание «на дом». Каким бы не было техническое собеседование, есть люди, которые не хотят его проходить очно. По моим наблюдениям, они лучше сделают тестовое задание дома и отправят на проверку, после чего пообщаются минут пятнадцать с работодателем.
Предполагаю, в будущем появится еще один формат собеседования, когда мы выдаем задачи на дом, а потом проверяем результат и общаемся на свободные темы. В разговоре будем уточнять, что сделано в задаче, задавать дополнительные вопросы и обсуждать опыт соискателя.
Обычно собеседования с рассказами об опыте, к сожалению, не очень показательные, однако с определенными оговорками такой формат возможен.
Один день в компании. Другой вариант будущего собеседования — рабочий день на новом месте. Соискатель приходит в компанию на один день и знакомится с работой изнутри. В это же время команда со своей стороны присматривается к человеку.
Как это реализовать на практике — вопрос сложный. Нужно настроить права, выдать доступы, познакомить кандидата с внутренней документацией — много непонятного. Но, в целом, думаю, это перспективный формат найма.
Чего не будет в Neti
Срочные договора. Я сталкивался с практикой очень простых собеседований, когда через 20–30 минут после знакомства человека берут на работу. Проблема в том, что его оформляют по срочному договору. Это стрессовая ситуация для сотрудника, который не знает, продлят ему контракт через три месяца или нет.
Другая сторона проблемы — трудовое законодательство, по которому уволить человека очень тяжело. Принять в штат неподходящего специалиста, а потом не знать, что с ним делать — сомнительная затея. В Neti обычный бессрочный трудовой договор.
Возможно, практика срочных договоров была бы полезна для развития рынка в целом. Но при условии, что у обеих сторон будет твердая уверенность в будущем. Работодатель должен понимать, что увольнять легко и безопасно с точки зрения закона. А сотрудник — что, если здесь не получилось, то уже завтра он найдет работу в новой компании.
Массовые сокращения. Когда мы пишем этот материал, западные ИТ-гиганты массово увольняют сотрудников, заменяя их нейросетями. На российском рынке 1С наоборот нехватка специалистов. Каждый день появляются новые компании, старые масштабируются, запросы клиентов растут. Поэтому чем больше будет 1С-ников в ближайшие годы, тем лучше.
Резюме
- Чем сложнее собеседование, тем более квалифицированные специалисты попадают в компанию. Но их не так много на рынке, поэтому, чтобы сохранять поток кандидатов, нужно упрощать входной отбор.
- До ковида можно было собеседовать специалистов по две недели. Сейчас это непозволительная роскошь: пока мы проверяем знания, соискатель уже получает офферы от других компаний.
- Нет смысла строить карту знаний кандидата на входе — это можно сделать после трудоустройства. Если каких-то навыков не хватает, сотрудник получит их во время адаптации на программе внутреннего обучения.
- Возможно, в будущем появятся новые форматы собеседований: «на дому» и один день в компании.
- Ближайшая цель — сжать техническое собеседование до 1 часа.
Евгения
Добрый день.
Я не прошла техническое собеседование и сейчас изучаю материал для улучшения своих навыков. Поскольку вы всё время стараетесь улучшить этап приёма сотрудников, то есть предложение. Это подготовительный курс к собеседованию и приёму на работу в вашу организацию. Чтоб он включал необходимый минимум знаний(можно сделать градацию по сложности).Я готова оплатить такой курс. После его успешного прохождения, чтоб была возможность трудоустройства. С одной стороны человек получает все необходимые знания в одном месте, а с другой стороны вы получаете специалиста, который соответствует вашим требованиям. Также в процессе общения преподаватель будет иметь более чёткое представление о кандидатах на должность, а кандидат сможет присмотреться к организации и понять подходит ли ему такой формат работы.
Алёна Косенко
Добрый день!
Спасибо большое за идею.
В нашем блоге есть список статей и сервисов, которые помогут прокачать скиллы: https://career.i-neti.ru/programmist-1s-s-nulya/