В сентябре 2019 года Света, консультант 1С, с мужем Егором отправились на Горный Алтай. Ребята живут в Новокузнецке. От их города до границы Республики Алтай около 370 км. На Алтае Света с Егором бывали неоднократно, но посмотреть там всё за один раз невозможно. К тому же самые живописные места находятся далеко от границы.

В этот раз ребята решили посетить Гейзерное озеро в поселке Акташ. По пути они увидели много природных чудес… Но обо всём по порядку.

4 дня на Алтае: Чуйский тракт, Гейзерное озеро и холодильник среди гор

Света и Егор на перевале Чике-Таман

 

Первый день: село Усть-Сема и остров Патмос

Ранняя осень. Погода почти летняя, но на всякий случай мы запасаемся тёплыми вещами — в горах условия непредсказуемы. Едем на личном автомобиле. Идеальная машина для Алтая — джип, желательно подготовленный. Но мы начинающие путешественники на седане, поэтому из подготовки автомобиля только проведение ТО и замена масла.

В первый день выезжаем в 6 утра. Сначала дорога не радует пейзажами: леса и поля. После границы с Алтайским краем начинаются поля с подсолнечником, овсом и прочими культурами. Ещё идет заготовка сена, поэтому много, как я их называю, «рулетиков» или «рулонов».

Через несколько часов оказываемся на Чуйском тракте, и дорога впечатляет нас как никакая другая! Чуйский тракт начинается от Новосибирска и заканчивается на границе с Монголией, его протяженность — 968 километров. В 2014 году журнал National Geographic включил Чуйский тракт в список десяти самых красивых автодорог мира.

4 дня на Алтае: Чуйский тракт, Гейзерное озеро и холодильник среди гор

Вид с Чуйского тракта

Через 360 км от дома первая полноценная остановка на берегу Катуни. Вода в реке прозрачная и холодная. Осенью она приобретает красивый бирюзовый цвет. Пьем чай, перекусываем, делаем разминку и едем дальше.

Следующий привал будет в селе Усть-Сема, до него 70 км. Это спонтанное путешествие, и мы едем наобум, не забронировав жилье заранее. Летом на Алтае большой поток туристов и лучше позаботиться о крыше над головой заблаговременно. Одни устанавливают палатку в местах для кемпинга, другие останавливаются в летнем домике либо в гостинице, третьи спят в автомобиле. Мы хотим ночевать в комфорте и надеемся, что осенью снять номер не проблема.

Добираемся до Усть-Семы и находим турбазу с небольшими домиками. Есть предметы первой необходимости, санузел и душ в номере. Уже хорошо. Оставив вещи, едем поужинать. Тут нас ждет неприятный сюрприз: туристический сезон закончился, поэтому все кафе «ушли на каникулы» — окна заколочены, на двери — замок. Сельские столовые работают максимум до 16:00.

Чтобы не остаться голодными, закупаемся выпечкой, хлебцами, сыром в ближайшем магазине и отправляемся к Патмосу — маленькому острову с отвесными скалистыми склонами. Пройти на остров можно по подвесному пешеходному мосту, растянутому на высоте 15 метров над Катунью. При ходьбе мост раскачивается, поэтому многие боятся идти по нему да так и остаются на берегу.

Раньше мы тут уже бывали, но ужинать с видом на красоту гораздо приятнее.

4 дня на Алтае: Чуйский тракт, Гейзерное озеро и холодильник среди гор

Света на берегу Катуни. На заднем плане — подвесной мост к острову Патмос

 

Второй день: перевал Чике-Таман, слияние Чуи и Катуни, село Акташ

На следующее утро продолжаем путь по Чуйскому тракту. После поселка Барангол начинается подъем на Семинский перевал, который находится на высоте 1 717 м. Подъем идет легко и даже не ощущается. Мы от дома уже в 500 км.

Дорога становится красивее и интереснее с каждым километром, но жилые дома и люди встречаются все реже, поэтому мы решаем заехать в продуктовый магазин — вероятность, что вечером найдем кафе, очень мала.

С Семинского перевала спускаемся в долину, где находится село Онгудай. Рассматривая окрестности, замечаем дорогу, которая серпантином уходит в горы. Поражаемся её крутизне. Это подъем на перевал Чике-Таман, который находится на высоте 1 295 м.

На вершине перевала Чике-Таман оборудована смотровая площадка. Там много туристов. Мы тоже останавливаемся полюбоваться великолепной панорамой и отдохнуть. На таких дорогах отдых требуется не только водителю, но и автомобилю.

4 дня на Алтае: Чуйский тракт, Гейзерное озеро и холодильник среди гор

Вид с перевала Чике-Таман

Через 70 км приезжаем к слиянию рек Чуи и Катуни, святому месту, которое на Алтае почитают с древних времен. Полюбоваться на него можно со смотровой площадки, которая расположена на широкой Катунской террасе. Слияние рек выглядит грандиозно! Перед нами простор долины Катуни, горы, ступени прибрежных террас. Слева Чуя, несущая на встречу Катуни мутные воды с ледников. Мы видим два потока, которые, сталкиваясь, сначала идут «рука об руку», а потом постепенно перемешиваются. Дух захватывает!

Двигаемся к селу Акташ. В горах быстро темнеет. Стоит солнцу сесть, становится холодно. Жилье ищем уже в темноте. В Акташе нет такого количества турбаз, как в Усть-Семе, к тому же многие места заняты. Но нам везет: чуть съехав с дороги, находим домики, куда нас с радостью заселяют. В номере санузел и душ. На улице общая кухня. Холодильник и кухонный гарнитур среди гор смотрятся необычно.

 

Третий день: Красные ворота и Гейзерное озеро

Ночью мы разглядели только домик и дорогу к нему. Утром замечаем, какая необычайная красота нас окружает! Высокие горы, на лугу пасутся лошади. Издали слышится шум горной реки. Изначально мы планировали из Акташа доехать до Гейзерного озера и в этот же день отправиться домой, но красота вокруг нас не отпускает и мы решаем после озера вернуться на турбазу.

4 дня на Алтае: Чуйский тракт, Гейзерное озеро и холодильник среди гор

Кухня среди гор

699 км от дома и всего 10 км до заветного озера.

За завтраком рассматриваем карту и видим, что находимся рядом с Красными воротами — узким извилистым проходом между отвесными скалами красного цвета, высота которых около 50 м. Говорят, Красные ворота не всегда были такими: до землетрясения в 2005 году вершины утесов практически смыкались.

Едем к Гейзерному озеру. Пейзажи вокруг прекрасны: зеленая трава, зелено-золотые деревья и заснеженные горные вершины.

Через 9 км видим указатель «Проход на Гейзерное озеро здесь, через турбазу». Пройти через базу к озеру по искусственной дорожке стоит 50 ₽. Есть другой путь — через болота. Он бесплатный, но опасный: топи там вязкие — можно провалиться и утонуть.

По дорожке через базу доходим до озера за 7 минут. Я пересмотрела много фотографий в интернете и представляю, как оно выглядит, но такой красоты не ожидаю. Глубина озера около 2 м, диаметр — 30 м. Зимой озеро не замерзает, постоянная температура воды +7 градусов. Его главная особенность — термальные источники, бьющие посередине и выносящие на дно голубовато-синий ил, из-за чего озеро приобретает красочный и причудливый вид. Мы любуемся окрестностями около часа. За это время озеро полностью меняет «узор».

4 дня на Алтае: Чуйский тракт, Гейзерное озеро и холодильник среди гор

Гейзерное озеро

Едем дальше по Чуйскому тракту. У нас нет конкретной цели, но красота дороги манит. Чем ближе к границе с Монголией, тем ниже горы. Начинают преобладать степи. Доехав до села Курай, решаем вернуться: начинается дождь и ветер дует так, что качает машину. Мы от дома в 735 км, а до границы с Монголией около 150 км.

Возвращаемся на турбазу. «Перевариваем» информацию и впечатления, которые накопились за несколько дней. У меня в такие моменты даже сон пропадает из-за переизбытка эмоций. Хочется куда-то бежать, строить планы — вдохновение льется через край! Главное, не растерять его по дороге домой.

4 дня на Алтае: Чуйский тракт, Гейзерное озеро и холодильник среди гор

Перекус. Недалеко от границы с Монголией

 

Четвертый день: дорога домой

Обратный путь занимает 10 часов. Больших остановок не делаем, только недолго любуемся водопадом, который замечаем случайно. Он называется Ширлак — «Девичьи слезы». Легенда гласит, что во время нападений джунгаров девушка с братом убегали от преследователей по ложбине, которая кончилась обрывом. Брат и сестра бросились вниз, чтобы не попасть в плен, и разбились. С тех пор бежит по скале Ширлак, тонкий поток слез.

Уже дома решаем, что в следующий раз на Алтае посетим ледник Актру и перевал Кату-Ярык. Надеюсь, когда-нибудь поведаю вам историю нашего путешествия в эти места.