Такой цепляющий заголовок я придумала для тестового задания на должность копирайтера-редактора Neti (кем я сейчас и работаю, кстати 😎). Заголовок-то запоминающийся, но совсем не раскрывает моё октябрьское путешествие. Крушку (так по-сербски кличут грушу) я не ела, в Панчево не была. Но про бюджетные Балканы не соврала! Как сэкономила 25 000 ₽ на авиабилетах, почему стоит ехать в Подгорицу всего лишь на 1 день, что там по «белому картону» в Сербии и турсборам в Черногории — читайте далее, если хотите узнать подробнее о маршруте, впечатлениях, достопримечательностях и других полезностях для путешествия по Балканам.
О перелётах и не только
Сразу скажу, что прямого перелёта в Сербию и Черногорию нет. Только пересадки, только хардкор. Стыковочный рейс из Москвы в Белград обойдётся минимум 30 000 ₽ в одну сторону. Ну что ж, ежедневно обновляя Aviasales, штудируя Vandrouki, мы пришли к выводу: вылетать будем из Тбилиси. У Ajet и Pegasus были скидки весной. Если бы не включила режим тревожности и не оттягивала момент, то могла бы ещё сэкономить и взять билеты из Стамбула за 45 €. Но в итоге вышло около 130–150 $ в одну сторону. В августе взяла карту UnionPay (РСХБ) с бесплатным обслуживанием и получилось купить билеты онлайн на сайтах авиакомпаний. Без агрегаторов как-то спокойнее.
Квест вышел таким: Ростов-на-Дону → Владикавказ → Тбилиси (посмотрели горы, съела свою любимую чихиртму, переночевали в проверенном гостевом доме Number 9) → Стамбул (3,5 часа ожидания) → Белград. А потом Белград → Подгорица → Котор → Будва. Обратный путь был такой же, но ядрёнее из-за ночного поезда из Подгорицы в Белград перед вылетом и более долгого ожидания между рейсами.
Нови-Сад: велодорожки, чистые улицы и первый бурек
Знакомство с Сербией началось не со столицы, а с Нови-Сада: тут мы жили в новой 1-комнатной квартире в частном секторе. Балкончик, сдержанный серо-белый дизайн интерьера, дом в пяти минутах от живописной реки с утками — уют, да и только!
После заселения пошли делать «бели картон» — так неофициально называют справку о регистрации иностранца по месту пребывания в Сербии. Россияне могут находиться в Сербии без визы до 30 дней, но в первые сутки пребывания нужно оформить этот документ: он понадобится при выезде из страны. У меня справку не проверяли, но лучше не рисковать и не терять её, чтобы не попасть на штраф.
С заполненным бланком мы пошли в полицейский участок, но, увы, PAUZA (перерыв). Решили не ждать, вернулись на участок утром, там в окошке нам выдали новый лист А4. Всё заняло минуты две: переписали все данные от руки, у нас без вопросов приняли документ, и мы отправились со спокойной душой на исследование Нови-Сада.
Начали с Петроварадинской крепости — одной из главных достопримечательностей Нови-Сада. Возводили её почти век с 1692 года для защиты от турков. Сегодня крепость является одним из самых масштабных укреплений Европы, дошедших до нашего времени в целости и сохранности. Из интересного: здесь находится башня с часами, минутная стрелка которых короче часовой. Проплывающим по Дунаю торговцам важнее было знать, который час, поэтому часовую стрелку сделали больше. Терраса с ресторанами с видом на Дунай и Нови-Сад, много зелени, бежевые домики с красными крышами — всё это доставило ударную дозу серотонина и витамина D в непривычную для октября температуру +25–30 °С.
После осмотра крепости отправились в центр, там нас ждала Площадь Свободы или Площадь Светозара Милетича — средоточие архитектурных достопримечательностей Нови-Сада. Когда-то здесь располагался рынок, теперь же ратуша, неоготическая Церковь Девы Марии и памятник Светозару Милетичу, писателю и общественному деятелю, который сыграл важную роль в самоопределении Сербии. Особенно меня поразила крыша церкви, которая выбивается из общего строгого, стройного стана: я никогда не видела такую кладку ёлочкой на крышах католических церквей, а сочетание оранжевых, бордовых и голубых цветов напоминает больше что-то восточное.
Прошлись по главной пешеходной улице Змай Йовина, не удержалась и посетила книжный, где долго разглядывала обложки русской и зарубежной классики и детские новинки. Сфотографировала здание Городской библиотеки Нови-Сада, зайти не решилась, но видела при входе молодую девушку за кафедрой, белые стены и новые стеллажи, которые стояли очень близко друг другу. В стране была объявлена Неделя детства, поэтому на окнах были плакаты «Jа сам дете, имам план: толеранција и љубав за сваки дан» и выставка детской литературы.
Довольные и уставшие, вернулись в квартиру, а на следующий день пошли за покупками в супермаркет Lidl. О нём и товарах расскажу здесь.
Белград и Земун: «Это как Питер, но с прекрасной погодой»
Выбегая из скоростного поезда, мы вышли чуть раньше остановки и отправились в Земун. Некогда отдельный город, Земун стал районом Белграда. Но всё равно чувствуется, что он держится как-то обособленно.
После долгой прогулки по жилым кварталам с частными домами мы выбрались к старому центру с брусчаткой. Видели Земунскую живописную набережную, холм Гардош и башню Миллениум, откуда открываются виды на ярко-оранжевые крыши домов. Милый район-городок.
Следующая остановка — Београд, главни град Републике Србије. Пересматривая фотокарточки оттуда, я сейчас ловлю себя на мысли, что мало отвели времени на его изучение, какое-то есть послевкусие недосказанности. Но от этого я не чувствую грусти, а наоборот. Может, это намёк, что нужно повторить? 😊
Начали наше знакомство с Белградской крепости и парка «Калемегдан», где посмотрели на руины древней крепости, увидели Белград с возвышенности. С погодой нам повезло, поэтому отдохнули на скамейке под солнцем, наблюдая за проходящими людьми. Уже чувствовалось, что тут намного больше туристов, семей с резвящимися детьми и весело бегающих собачек по газону со своими хозяевами.
Улица Князя Михаила бурлила жизнью: живая музыка (до сих пор напеваю Livin’ La Vida Loca!), спешащие люди, уютные кафе с террасами… Я пыталась уловить атмосферу этого кипучего места, запечатлевая красивейшие здания, стараясь не зацепить в объектив потоки прохожих. Эта центральная улица меня и натолкнула на сравнение с Санкт-Петербургом: здесь есть цельность, нет вырвиглазных рекламных вывесок, здания органично сменяют друг друга, хотя и сочетая разные стили, а граффити хоть и смотрятся неряшливо, но вселяют чувство… не знаю, как будто ты дома, а не в стерильном помещении.
Особенно понравилось Здание Народной скупщины Сербии, я неровно дышу к таким высоким зелёным куполам. И Собор Святого Саввы, который еле поместился у меня на фото. Кстати, один из самых больших православных храмов мира. Внутри у меня не возникло мурашек, как было, например, с Казанским собором. Но всё равно очень красиво: и мозаичное оформление, и купол, и хорос.
Прям перед собором выступали уличные музыканты. Женщина с мопсом на коленках, играющая на синтезаторе русские песни, сделала наш вечер!
Уставшие и довольные, мы отправились на ЖД вокзал. Не могу не сказать про него, потому что довольно много времени провели там перед полётами. Экстерьер очень стильный: дерево + чёрный сайдинг + стекло. Внутри небольшой зал ожидания, быстрый и бесплатный WI-FI, пекара с недорогими для вокзалов булочками. Недалеко остановка, откуда каждые 45 минут ездят автобусы до аэропорта. Транспортная инфраструктура удобная.
Зренянин: не зря или зря?
Маленький провинциальный городок, который можно посмотреть за 3–4 часа, что мы и сделали. Из примечательного там: много граффити на панельках, уютная площадь с католическим собором в неороманском стиле и городской ратушей.
Самые живописные места находятся возле Дворца правосудия и Реформаторской церкви. А так в целом впечатление обветшалости. Надо было посетить Суботицу или Ниш.
Транспорт
Перед тем, как описывать Черногорию, пробегусь по ключевым вопросам для путешественников, планирующих передвигаться на общественном транспорте в Сербии.
Расплатиться смской, проехать 99 км за 36 минут и перонская карта — транспорт в Сербии умеет удивлять.
В Сербии мы пользовались автобусами, такси и скоростным поездом Soko (как наши «Ласточки»).
С 2023 года в Белграде действует новая система оплаты проезда, для которой требуется наличие местной сим-карты. Инструкция по оплате простая:
- Открыть приложение SMS на своём телефоне.
- Написать сообщение с текстом «А90» (на английской раскладке клавиатуры) и отправить его на номер 9011.
Билет на 90 минут в зоне А (автобус, трамвай, троллейбус) обойдётся в 50 динар. Билет на весь день в зоне А стоит 120 динар.
Важно! Проездной нельзя купить у контролёра или водителя автобуса в Белграде. Стоимость билета, указанная в 50 динар, не включает комиссию оператора. Если выбираете тариф с пакетом SMS, то с вашего счета спишется около 55–60 динар. Я брала тариф Yettel только с Интернетом, поэтому пришлось дополнительно пополнять карту через онлайн-приложение.
Около 700 рублей за поездку 36 минут на скоростном поезде Soko покажется сначала дорогим удовольствием, но берите в расчёт расстояние: поезд преодолевает расстояние в 99 км. На минуточку, от Ростова-на-Дону до Красного Сулина примерно 100 км, а у нас, если не ошибаюсь, есть только электрички и автобусы, которые едут примерно 3 часа. Да, стоимость около 300 рублей, но за комфорт же надо платить, верно? А вот в Soko мягкие диванчики и удобные кресла, WI-FI, розетки, кондиционер, широкие столы.
Поездка на автобусе в Нови-Саде стоит дорого, 100 динар, можно расплатиться наличкой. Необычно, что водитель обязательно отдаёт чек каждому пассажиру за оплату проезда.
Если говорить про междугородние автобусы, то там есть свои приколы. Кроме билета, тебе нужно ещё перед отправлением на автовокзале купить мистическую перонскую карту. Зачем она? Понятия не имею. Но стоит она по-разному в зависимости от сезона и места прибытия: 120–190 динар.
Такси заказывали через Яндекс Go, фиксированной стоимости при оформлении заказа нет, она складывается из расстояния и ожидания. Тарифы можно найти здесь. Кстати, почти все таксисты, которые нам попадались, говорили по-русски.
Еда: добро дошли!
Каждую поездку обещаю себе «пробовать страну на вкус». С Грузией это прошло успешно, в Турции — нет, готовили сами. К Сербии я уже была настроена решительно, но до поездки у меня было обострение гастрита, перекусничество в дороге и жирная пища — всё это привело к тому, что утро начиналось с омепразола.
Но диету я не выдержала, поэтому в первый же день попробовала местные деликатесы в Жар Манце:
- Плескавицу — большую плоскую котлету из говяжьего и свиного фаршей, поджаренную на гриле, которую подали с лепёшками, смазанными каймаком, луком и салатом.
- Вешалицу — отбивную из свиной корейки, обжаренную на гриле.
Блюда взяли с собой, ели их два дня. Ещё пробовала чорбу, густой суп с добавлением муки, и чевапи, колбаски на гриле.
Здесь много пекар (пекарен). Если вы любите выпечку с несладкой начинкой (с мясом, шпинатом, сыром, тут еще и каймаком) и слоёное тесто, то вам понравится. Пробовали бурек с мясом, очень вкусный пирог.
А ещё Сербия — это рай для кофеманов. Влияние Османской империи дало о себе знать, и теперь во многих кондитерских и кофейнях вы сможете найти двухстраничный раздел с разными видами кофе дешевле бутылки воды. А вот любителям чая не повезёт, здесь его пьют, когда болеют. Что в кафе, что в магазинных чаях терпкости никакой: поболтаешь пакетик в кипяточке и пьёшь ароматизированную водичку с привкусом пластика.
Закупались вкусняшками мы в Lidl. Это супермаркет, напоминающий наш «Окей». Не скажу, что цены кусаются, по скидкам можно было найти что-то на свой вкус. Например, яблоки стоили 60 динар (≈54 ₽), бананы 199 динар (≈180 ₽), кофе/100 г 119 динар (≈106 ₽), газированная вода 1,5 л 59 динар (≈53 ₽), колбаса/100 г 120 динар (≈108 ₽), макароны около 65 динар (58 ₽), а вот хлеб нарезной дорогой — около 60 рублей выходит.
Важно! В воскресенье почти все магазины работают сокращённо, до 15:00. Как говорится, полный «полако».
Черногория: Подгорица → Котор → Будва
Чтобы приехать из Белграда в Подгорицу на общественном транспорте, есть три способа: поезд, самолёт и автобус. Мы выбрали первый вариант, купив билеты на ночной поезд, который едет около 10 часов.
Скажу прямо, перед поездкой и в первый день в Подгорице было мрачное настроение по многим причинам, одна из них неправильная организация поездки по моей вине. Если вы хотите сэкономить, то учтите, что можно выделить на указанные города 2 полных дня: переночевать дешевле в Подгорице, посмотреть её за 2–4 часа, а на Котор и Будву выделить такое же время.
Плохое настроение повлияло на мои первые впечатления о Подгорице: дождь, унылый вид, кошмарный жд вокзал для столицы, долгое ожидание заселения в квартиру. День прошёл зря, а можно было потратить его на что-то другое, не на сон после ночного поезда.
Кстати, ретро-поезд — это тот ещё экспириенс! Это тебе не наши поезда с кипяточком, биотуалетами и отсутствием запаха сигарет. На фото можете увидеть, как выглядело наше купе. Но мне там понравилось, мы были только вдвоём, там есть зеркало, широкие кровати и даже раковина!
А вот на обратном пути мы брали 6-местное купе: терпимо, но в этом поезде туалет был местом для пыток. Из-за вони невозможно было находиться там и секунды.
Ещё необычный опыт — прохождение паспортного контроля в поезде. Мы просыпались ночью, сербские и черногорские пограничники считывали устройством паспорта, ставили штампы и всё, не было никаких вопросов.
Ну что ж, как и говорила, с Подгорицей в первый день любовь не случилась, поэтому расскажу о ней после более тщательного исследования на третий день в Черногории.
Из Подгорицы мы ездили на автобусах в Котор и Будву. Онлайн билеты купить нельзя, поэтому покупали билеты на автовокзале. Из Подгорицы в Будву где-то 10 €, из Котора в Будву 4,80 €, из Будвы в Подгорицу 8,30 €. Нехило, но оно того стоило!
Котор: древние крепости, узкие улочки и царство котиков
Приехав в Котор, я сразу поняла: именно этого я ждала от Черногории! Величественные горы, узкие мощёные улочки, средневековые стены каменных домов и крепости, а также главные жители — кошки, охраняющие каждый уголок этого древнего места. Кстати, Старый город включён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Перед поездкой мы боялись попасть на обещанные дожди, но погода шептала: «Да, сегодня ваш день, наслаждайтесь курортным городком!»
Я не вынимала из рук телефон, чтобы фотографировать Старый город. С любого ракурса он был хорош. Хоть Котор и крошечный, но мне кажется, что снимки Котора заполнили память телефона даже больше, чем снимки Белграда.
Помимо исторических сооружений, здесь можно было найти огороженные территории с домиками для котиков и автоматами для их кормления. Коты лежали на коленях туристов, уютно обустраивались возле кормушек и поилок. А некоторые пушистики даже прыгали на плечи и мяли шею, как подушку.
Сходить к крепости Святого Иоанна у нас не получилось, но мы поднимались на разные возвышенные участки в районе Старого города и смотрели на горы и красночерепичные крыши домов, а также прошлись вдоль небольшой набережной.
Будва: яхты, бирюзовое море и бархатная осень
40 минут на автобусе по живописной ровной дороге с серпантином, и вот мы в Будве — одном из самых старых городов Черногории.
Солнечный, тёплый (ходила в футболке в октябре, сказка!), здесь всё цвело и пахло, гранат на ветках, пальмы и другие тропические растения почти на каждом шагу.
Тут уже ощущался люкс: новостройки в центре, отели премиум-класса, набережная с ресторанами и летними верандами, виды на яхты и лодки с ненавязчивыми «зазывалами», которые предлагают прокатиться до острова Свети-Стефан.
Большинство достопримечательностей находится в Старом городе. Погуляли по извилистым мощёным улочкам, осмотрели городскую цитадель с церквями. Кстати, почти все историко-архитектурные памятники Старого города восстановлены после землетрясения, которое произошло в 1979 году.
На пляже увидели смельчаков, плавающих в Адриатическом море. Скорее всего в сезон там не протолкнуться, а в конце октября посозерцать на берегу, подышать свежим морским воздухом без толп туристов — то, что нужно для перезагрузки.
На Котор и Будву мы отвели по 2–3 часа, этого было достаточно для таких быстрых пешеходов, как мы. А потом вернулись в Подгорицу.
Подгорица: от разочарования до принятия
Любовь с первого взгляда не произошла, как и говорила, но… после выселения мы долго ждали отправления поезда в Белград, поэтому успели исходить одну из самых маленьких столиц Европы вдоль и поперёк. И да, город неожиданно заиграл новыми красками.
Во-первых, солнце добавило уюта.
Во-вторых, в районе моста Миллениум всё раскрылось совсем с другой стороны. Да, это всё тот же не туристический город, но он выглядит не таким уж и угрюмым. Отличный вид на горы и реку Морча ярко-бирюзового цвета. Очень много зелени. Ухоженные парки. Широкие улицы.
Но всё-таки удручает, как засорили пляж возле руин турецкой крепости Депедоген и старого каменного моста через Рибницу. Куча пустых бутылок пива, перевёрнутые лежаки, коробки — вот такие субботние посиделки.
В-третьих, цены в ресторанах умеренные, плотно пообедать на двоих можно за 10–15 €.
В общем, город неоднозначный, старые спальные районы, провинциальные вокзалы с попрошайками соседствуют с живописными природными уголками, каменными руинами. Но не всё и всегда же должно радовать глаз, верно?
Советы для путешественников
Вместо заключения напишу полезные советы:
- Закупайтесь водой и едой заранее на выходных, многие магазинчики закрываются в 14–16 часов. Есть круглосуточные Aroma, но цены там могут быть в полтора раза выше.
- Выгоднее поменять рубли на евро в России, а потом обменять их на сербские динары в менячницах. Карта UnionPay не действовала на оплату покупок в магазинах и онлайн-сервисах, но при этом можно снять деньги в банкоматах: Banka Poštanska štedionica, Banca Intesa, OTP, NLB Komercijalna banka.
- Смотреть расписание автобусов и поездов удобнее на сайте Polazak. Так как прогресс в области онлайн-покупок дошёл не до всех маршрутов, то приезжайте на вокзал заранее, придётся простоять в очереди на кассу. Есть возможность оплаты через специальные терминалы, но для этого у вас должна быть карта иностранного банка, действующая в Сербии.
- Виза в Сербии и Черногории не нужна, но необходимо пройти регистрацию, а в Черногории ещё и оплатить туристический сбор. Если вы снимаете номер в гостинице с хорошими отзывами, то обязанность прохождения процедур регистрации она берёт на себя. Если вы планируете проживать в квартире на долгий срок, то там своя специфика. Вот здесь можно почитать, как оформить белый картон в Сербии.
- В Черногории мы бронировали квартиру через Booking: курортный сбор был включён в стоимость проживания, а хозяин квартиры зарегистрировал нас онлайн. Я так замучила бедного арендодателя своими вопросами про турсбор и регистрацию, что он мне несколько раз повторял «Everything’s legal» 😁 Но не все владельцы жилья добросовестные, поэтому лучше спросить заранее об этом моменте и попросить прислать скрины оплаты турсбора и регистрации. Тут почитать подробнее.
- Не стоит тратить время и деньги на ночёвки в Подгорице: лучше останьтесь на 1 ночь там, отправляйтесь сразу в путешествие по курортным городам Черногории. Одного дня на 2–3 города хватит с головой.
- Что насчёт языкового барьера? Он будет, но вы можете пользоваться онлайн-переводчиком, если хотите что-то спросить на сербском, так будет приятнее для местных. Также можно изъясняться на английском, но на вокзалах бывали с этим проблемки. В Черногории с английским получше. А так, нам попадались дружелюбные люди. Местные — гуру смол-тока, поэтому мы часто чувствовали себя неловко из-за того, что не могли поддержать беседу, так как «не разумем добро српски».