Какую модель управления выбрать? Какой проект считается успешным? Об этом и многом другом рассказывает Адель Аминов, руководитель проектов Neti Mobile.
Слушайте этот и другие выпуски Neti talks, где удобно:
mave.digital → https://neti-talks.mave.digital
Google Подкасты → https://clck.ru/333mRR
Яндекс Музыка → https://clck.ru/32QcSA
Вконтакте → https://vk.com/podcasts-73155890
0:00 Нет плохих или хороших методов управления. Например, если мы говорим о строительстве дома, было бы странно использовать гибкую методологию: построить стены, а потом разрушить их потому, что они не понравились заказчику. В этом случае лучше выбрать работу по жесткой каскадной модели управления проектами, waterfall.
10:47 Заказчик думает, что знает, что именно хочет получить, но когда начинается работа, появляются новые идеи или меняются обстоятельства, финансовая ситуация.
12:15 Чтобы убрать такую неопределенность, мы делим процесс разработки на этапы. Сначала согласовываем дизайн, потом делаем в Figma интерактивную модель, при помощи которой заказчик представляет, как это будет выглядеть в приложении. Если вносить изменения на этих этапах, до начала разработки, они стоят гораздо дешевле.
17:16 Только после этого приступаем к разработке. По-умному это называется инкрементная разработка.
25:38 Есть категория заказчиков, которые говорят: «Хочу работать по scrum». Тогда я спрашиваю, готовы ли они стать product owner и участвовать в наших созвонах как минимум два раза в неделю. Большинство брать на себя эту роль не готовы. Поэтому чаще я использую гибридную модель, когда часть процессов делаю по классическому waterfall, а часть уже по scrum.
28:52 Проект считается выгодным, если соответствует двум критериям: довольный заказчик и прибыльный проект, то есть он сработал не в ноль и не в минус. Естественно, чем больше денег, тем лучше, но это уже не так важно, как первые две штуки.
32:11 Когда заказчик придумывает новую фичу, как правило, он не задумывается, сколько ему это будет стоить. Я прошу обратить внимание, что сроки сдачи сдвинутся на столько-то, а стоимость увеличится на столько-то. Только после этого согласования мы берем дополнительные задачи в работу.
34:59 У меня есть проект, в котором начальная смета составляла 3,5 млн руб. Заказчику очень понравился результат и он стал «докручивать» приложение. Сначала смета выросла до 4,5 млн руб, потом добавилось еще 1,5 млн руб. Сейчас согласовываем дополнительные работы более чем на 700 тыс. руб. Клиент доволен. И это главное.
39:14 Я стараюсь объяснять, что важна поставка продукта инкрементами, а лишние фичи, которые не несут основной ценности, можно откладывать. Так мы быстрее запустим продукт и клиент начнет на нем зарабатывать. Чем больше денег приносит продукт, тем больше денег заказчик будет тратить на его дальнейшее развитие.
43:21 Вспомнил, что в армии наш прапорщик, когда смотрел порядок в расположении роты, повторял: «Нормально, нормально, слишком хорошо ― тоже плохо».
44:29 Как делать проекты, которые нравится людям клиентам и хорошо зарабатывают:
- Весь мой опыт говорит, даже кричит, что руководитель проектов должен быть честен с заказчиком.
- Как можно чаще отчитываться о выполненных работах.
- Относиться к проекту как к своему. Заказчик это чувствует.
- Держать обещания. Если пообещал, изо всех сил постарайся сделать. Не можешь сделать ― обязательно предупреди.