Тренды бирюзовых организаций 2019

По мотивам конференции «Бизнес со смыслом»

В марте мы ездили в Сколково на форум «Бизнес со смыслом». Холакратия, бирюзовые компании, самоуправляемые команды без начальников — все это похоже на бизнес из какой-то параллельной реальности. Точнее, было бы похоже, если бы мы в Neti сами не развивались в ту же сторону. Приятно видеть, как далеко шагнули в бирюзовое будущее герои конференции. Вдвойне приятно, что многие из них российские: банк «Точка», Good Wood, «ВкусВилл» и другие. Главные принципы организаций будущего, которые делают успешный бизнес уже сегодня, — в нашей заметке.

 

Миссия и доверие сотрудникам

У компании должна быть миссия — цель, которая объединяет сотрудников. SpaceX хочет осуществить мечту человечества — полет на Марс, банк «Точка» — сделать мир удобным для бизнеса, «ВкусВилл» — дать возможность покупать натуральные продукты городским жителям.

Наличие объединяющей цели помогает создавать самоуправление в компании. Сотрудники приходят в офис и прикладывают усилия, чтобы приблизить компанию к цели. Пусть потихоньку, пусть на 1% в месяц, но постепенно, год за годом, команда достигает ее.

Собственники не боятся доверять сотрудникам настолько, что полностью отказываются от контроля. В некоторых компаниях с миллиардным оборотами нет KPI, ограниченных бюджетов, жестких регламентов и согласований на расходы. Руководители по умолчанию доверяют работникам, потому что их объединяют общие ценности. Чтобы это работало, кандидатов при трудоустройстве проверяют на соответствие ценностям компании.

Самоуправляемая компания держится на трёх китах: цель, ценности и доверие.

Эволюция целей

Любая успешная компания появилась, чтобы решить какую-то проблему. Когда первая проблема решена, компания замахивается на более масштабную задачу. Ее цель естественно меняется.

Вот как это происходило у известных мировых брендов и героев конференции. Внизу таблицы — как мы видим Neti в этой схеме.

О чем переживал создатель

Как решали проблему

О чем мечтают теперь

Tesla

Машины отравляют города. Люди болеют из-за грязного воздуха.

В автомобильных двигателях нужно регулярно менять масло и фильтры. Их выкидывают, и это тоже загрязняет планету.

Создали серийные электромобили, лишенные указанных недостатков

Сделать весь легковой и грузовой транспорт электрическим.

Смежная проблема. Ископаемое топливо ограничено в добыче, нужны новые источники энергии. Наладили производство накопителей энергии и черепицы с солнечными фотоэлементами.

SpaceX

Человечество мечтает полететь на Марс

Разработали и запустили ракеты с двигателями многоразового использования

Человек сможет летать на любые планеты

Uber, Яндекс.Такси

Дикий рынок такси, которым правят бомбилы. Машину приходится ловить на дороге. Цены назначаются на глазок.

Создали приложение для вызова такси с заранее определенными ценами

Запустить беспилотное такси без водителей.
Параллельно создать новый сервис быстрой доставки еды.

«ВкусВилл»

Сетевые супермаркеты в городах продают ненатуральные продукты с консервантами. Купить здоровую и свежую еду негде.

Открыли свои магазины, где начали продавать свежее натуральное молоко.

Сформировать полный ассортимент натуральных продуктов в пешей доступности для жителей крупных городов

Банк «Точка»

Банки не клиентоориентированы. В их работе много бюрократии, которая напрягает клиентов

Запустили удобное расчетно-кассовое обслуживание

Сделать удобными все банковские услуги, кредитование и бухгалтерское обслуживание предпринимателей

GoodWood

Строительный рынок загородного жилья совершенно не прозрачный. Сложно найти адекватных строителей. А за теми, кого нашли, приходится все время следить

Разработали серийные проекты загородных домов из клееного бруса.

Сделать прозрачным весь рынок строительства со всеми сопутствующими услугами

Neti

Компании не пишут на сайтах цены и условия крупных ИТ-проектов. Можно заплатить за проект и 100, и 300 тысяч рублей и получить за 300 результат хуже, чем за 100.

На рынке внедрения финансово-учетных систем большинство проектов выходят за рамки бюджета и не достигают даже половины целей внедрения.

Показываем цены и условия на сайте.
Работаем без аванса.
Работаем с теми, кто уже выбрал и использует систему — не навязываем покупку дорогих лицензии на ERP.
Ввели правило: не понравился результат — можно не платить.

Сделать понятным и клиентоориентированным весь ИТ-рынок

Простые правила работы

Многостраничные регламенты работы после создания обычно распечатывают и убирают в шкаф. Спикеры форума делились, что у них нет толстых инструкций для персонала. В самоуправляемых компаниях работа строится не на регламентах, а на базовых принципах. Например: «Кассир всегда улыбается клиенту» или «Если коллега просит о помощи, нужно помочь». Таких правил не должно быть много, иначе их сложно запомнить.

Однажды Евгений Щепин из «ВкусВилл» ездил на стажировку в нидерландскую компанию Buurtzorg (12 000 сотрудников, уход за больными и пожилыми людьми). Buurtzorg работает самоорганизующимися группами из 10–12 медработников без менеджера и руководителя. Как-то одной сотруднице муж подарил путевку на море в рождественские праздники — самый загруженный период для медработников. Когда медсестра ушла в отпуск, в ее группе заметно выросла нагрузка на оставшихся сотрудников. Евгений спросил, почему бы не установить правило, запрещающее сотрудникам уходить в отпуск под Рождество. Представители Buurtzorg крайне удивились: инструкции сверху идут вразрез с принципом самоуправления групп.

Николя Шавро, основатель ASCOTT GROUP (бренд KLEO, занимающий 40% российского рынка обойного клея) советует:

«Если новый сотрудник не понимает, зачем нужно выполнять какое-то действие, его НЕ нужно выполнять»

Иногда коллеги и руководитель привычно следуют какому-то правилу, но не могут объяснить его смысл новому сотруднику. Скорее всего, это закоренелый шаблон поведения, от которого нужно избавляться. Таким образом компания очищается от устаревших норм и лишних процедур.

Прозрачные финансы

Часто собственник убеждает сотрудников работать усерднее и мотивирует повышать производительность труда. Но ведь сотрудники могут спросить:

— А ради чего мы должны работать на 30% усерднее? Чтоб ты купил себе новый Мерседес?

Самоуправление развалится, если, прикрываясь красивой целью, собственник хочет заработать больше денег только для себя. Поэтому во многих самоуправляемых компаниях информация о зарплатах и финансах открыта для сотрудников. Это принципиально другой подход к пониманию собственности.

Подробнее об этом рассказывал хэдлайнер форума Армин Штоернагель, серийный предприниматель из Германии. В выступлении на TED он раскрывает революционный подход к управлению собственностью бирюзовых компаний.

Армин Штоернагель: Трансформация собственности для создания экономики будущего

Люди чувствуют несправедливость, когда работают на общую цель все вместе, а основная прибыль идет одному собственнику. О такой организации уже нельзя сказать, что она объединяет партнеров-единомышленников. По-настоящему совместная работа ради большой цели — когда участники получают результат полностью: либо всё, либо ничего. Юридически это оформляется двумя способами:

Компания переходит в собственность некоммерческой организации, которая может только реинвестировать заработанную прибыль или направлять ее на благотворительность.

Все работники, включая собственника, получают долю в компании. Решения принимаются голосованием, а компанией управляет совет сотрудников.

В таких условиях люди раскрываются, начинают чувствовать себя частью бизнеса и более осознанно подходят к своей работе. Когда сотрудники становятся акционерами и получают процент прибыли, они видят, что фактически зарабатывают деньги сами себе. Так устроены Bosch и Carl Zeiss: их работники владеют долями компаний. Однако деньги никогда не были целью успешных бизнесов. Соискатели устраиваются в такие компании не заработать денег, а сделать что-то важное.

Чувствуя вовлеченность в работу своей компании, люди начинают действовать в рамках миссии. Больше не нужно сосредотачиваться на одном направлении, если можно менять любой участок работы. Чтобы приносить благо, можно заниматься любыми полезными делами. И чем выше цель, и чем больше свобода действий, тем быстрее люди начинают менять и развивать свою компанию. Благодаря этому бизнес преображается и расширяется, а цель компании заметно эволюционирует.

Зарплатная палка о двух концах

Компании, которые пока не готовы переходить на новую правовую форму, используют традиционные подходы к оплате труда. Есть две крайности: тотальный контроль и полная свобода действий сотрудников. Компании по-своему ищут баланс между ними.

Исследования показывают: сотрудники, работающие по KPI, эффективнее своих коллег из компаний, не использующих ключевые показатели. С другой стороны, жесткая привязка к KPI часто искажает смысл работы. Люди начинают больше думать о своих финансах, чем о благе для компании.

Когда люди работают с интересом, их можно почти не контролировать. Если проверенным удаленным разработчикам поручить интересный им проект, они сами без всяких KPI доведут его до ума, проверят на ошибки, исправят баги и выдадут готовый результат.

Если наоборот финансы жестко привязаны к конкретным действиям, надо продумать систему вознаграждения так, чтобы она не убивала мотивацию. Допустим, официант получает небольшой фикс и серьезные проценты с каждого заказа. Как он распорядится своим временем: будет обсуждать улучшения в работе ресторана, которые не касаются его зарплаты напрямую, или начнет обслуживать больше посетителей?

Спикеры приводили в пример систему оплаты, при которой сотрудники знают, как процессы в компании влияют на их финансы, и каждый может предложить их изменить.

 

Собственник как эталон

Сотрудники копируют поведение руководителя. Руководитель говорит, что надо вкалывать, а сам уходит в середине дня — будут проблемы с доверием. Ругает за опоздания, а сам постоянно приходит не вовремя — то же самое. Собственник уравновешен, позитивен и внимателен к людям — с ним хочется работать.

 

Сотрудники, склонные к счастью

Принудить человека быть счастливым нельзя, но помочь ему стать счастливым можно.

Счастье — внутреннее ощущение, но есть признаки, которые показывают, что человек склонен быть счастливым. Осознаваемые внутренние ориентиры, чувство безопасности и удовлетворение истинных желаний приближают человека к счастью. Если к тому же такой человек хочет активно действовать в обществе, развивается и стремится к новым знаниям, мечтает принести в мир что-то хорошее и все это совпадает с миссией компании, значит с ним получится плодотворно работать.