В Neti у многих сотрудников есть кэримен — «друг по работе». Подопечный может попросить у своего кэримена помощи с личной или рабочей проблемой, поделиться с ним переживаниями или обсудить новости. Рассказываем, как кэримены проявляют заботу о сотрудниках компании, и объясняем, как взять на себя эту роль, если вы тоже хотите помогать людям.

Кэримен: зачем в компании «человек-забота»

 

Кто такие кэримены и как они появились

Круг кэрименов существует с 2018 года, но первые кэримены появились раньше — в 2015 году. Роль придумал директор по счастью Андрей Макаров.

Кэримен: зачем в компании «человек-забота»

Андрей Макаров

Когда Андрей возглавил направление 1С, он волновался о том, что разработчики и клиенты думают о компании. Андрей хотел быть идеальным руководителем, у которого сотрудники счастливы, а заказчики довольны. Тогда в Neti все работали в казанском офисе. Андрей окружал заботой сотрудников компании и постоянно спрашивал каждого, как у него дела и есть ли трудности на проекте. Также он опрашивал клиентов. Общение помогало держать руку на пульсе и решать проблемы раньше, чем они появлялись.

Neti росла, появились удаленные работники, и у Андрея не хватало времени обзванивать каждого. Он понимал, что общение очень важно для сотрудников, особенно в распределенной команде. Если долго не уделять коллегам на удаленке внимание, они перестают ощущать себя частью компании, не чувствуют, что значимы, и начинают думать, что никому не нужны.

Тогда Андрею пришла мысль делегировать сбор обратной связи и сделать отдельную роль, для которой он придумал слово «кэримен» — «человек-забота». Сначала планировалось закреплять кэримена за проектом, чтобы он собирал обратную связь от разработчиков и клиентов и решал возникающие проблемы. Но в этом случае при переходе на новый проект у программиста менялся бы кэримен и человеку приходилось бы заново выстраивать с ним доверительные отношения. Решили закрепить кэрименов за сотрудниками. Собирать обратную связь от клиентов отказались: если на проекте будет работать пять разработчиков, каждый со своим кэрименом, то заказчику почти каждый день придется по пять раз отвечать на одни и те же вопросы. Такое никому не понравится. Сбор обратной связи от клиента оставили за руководителем проекта и менеджеров по продажам.

Одними из первых кэрименов стали Регина Кучерова и Андрей Каназин. Сначала подключилась Регина. Она взяла на себя общение с ребятами из круга разработки и сопровождения 1С. Регина и  Андрей Макаров составили вопросы, которые надо задавать коллегам, и внесли их в таблицу.

Кэримен: зачем в компании «человек-забота»

Андрей Каназин

Потом присоединился Андрей Каназин. Он получил таблицу с вопросами и список из 60 сотрудников, которых нужно было обзвонить. «Я решил стать кэрименом, потому что мне нравится общаться с людьми, — вспоминает Андрей Каназин. — Плюс — это возможность переключиться с тяжелой работы программиста на легкое общение, отдохнуть, поговорить с людьми, узнать, как у них дела, поднять им и себе настроение».

Каждый день Андрей созванивался с коллегами, разговаривал с ними, а ответы и важную информацию фиксировал в таблице. Беседы занимали от 15 минут до 2 часов. Если у человека обнаруживалась проблема, Андрей решал ее сам или шел к руководителю проекта.

Когда сотрудников в Neti стало больше, потребовалось больше кэрименов. Роль взяли на себя еще несколько коллег. Появился круг, который возглавил Андрей Каназин.

Первые кэримены отмечали беседы с подопечными в гугл-таблице. Но это было неудобно. В 2018 году Андрей доработал внутренние системы 1С и добавил в личный кабинет функционал для кэрименов.

 

Функционал для кэрименов в личном кабинете 1С

Когда сотрудник становится кэрименом, в его личном кабинете 1С появляется вкладка «Кэримен», в которой хранятся информация о подопечных и другие материалы.

Кэримен: зачем в компании «человек-забота»

После общения с коллегой кэримен создает отчет: кратко пишет, о чем разговаривали, если есть проблема — заполняет соответствующее окно. Главный кэримен просматривает беседы, в которых есть проблема, и если нужна его помощь, подключается. Но чаще всего кэримены справляются сами.

Кэримен: зачем в компании «человек-забота»

Во вкладку «О сотруднике» добавляют личную информацию о подопечном, которая пригодится для общения с ним. Например, что у него есть кот или что он занимается тяжелой атлетикой и любит жареные котлеты. Данные сохраняются в карточке сотрудника.

Кэримен: зачем в компании «человек-забота»

В личном кабинете отмечено, когда последний раз кэримен разговаривал с коллегой. Если с человеком общались на неделе, он «горит» зеленым цветом, если в этом месяце — желтым. Красный цвет у тех, с кем не беседовали больше месяца.

Кэримен: зачем в компании «человек-забота»

Кроме того, кэримен видит историю настроений подопечного, которые тот отмечает на мониторе настроения в личном кабинете 1С или в скайп-боте, и может использовать эту информацию для разговора.

 

Как кэримены окружают заботой сотрудников компании

Став кэрименом, сотрудник сам определяет, сколько подопечных взять. Задача кэримена — созваниваться или списываться с коллегой, спрашивать, как у него дела, выявлять проблемы. Если у подопечного сложности, кэримен помогает их решать.

Сотрудник может обсудить со своим кэрименом все, что его беспокоит, будь то личные переживания или рабочие моменты. Если подопечный собирается рассказать что-то тайное, он предупреждает кэримена и секретная информация не заносится в отчет о беседе.

 

С какими проблемами обращаются к кэримену

Кэримен — заботливый супермен, который может решить практически любую задачу.

Подопечному, который жалуется на слишком медленный компьютер, кэримен поможет выбрать технику и получить компенсацию от компании по специальной акции. Кэримен поговорит с руководителем коллеги, которому хочется в отпуск, а заболевшему объяснит, как оформить больничный. Если у подопечного сложности в личной жизни, кэримен выслушает, подбодрит и даст советы, как отвлечься.

Если кэримен не может сам исправить ситуацию, в которой оказался его подопечный, он обращается за помощью к главному кэримену, РП, руководителю подразделения, директору компании и следит за тем, чтобы проблему устранили.

Кэримен: зачем в компании «человек-забота»

Андрей Макаров

— Из-за того, что коллега живет в регионе, где +4 часа к Москве, он работал по сдвинутому графику — с 12 до 21:00 и не мог по вечерам ходить на тренировки, — рассказывает Андрей Макаров. — Ситуация угнетала сотрудника настолько, что он собирался увольняться. На созвоне я выявил проблему и мы ее решили: перевели коллегу на проект к заказчику из Хабаровска, где +7 к Москве. Сотрудник мог начинать работу в 8 или 9 утра, а вечер посвящать своим делам. Он был счастлив. Таких историй масса. Или другой случай. Программист попал на новый проект и перерабатывал каждый день по 2–3 часа, не успевая отдыхать. Он перерабатывал, потому что думал, что плохо справляется с обязанностями и его могут снять с проекта. Сотрудник поделился со мной своими переживаниями. Чтобы успокоить его, я связался с клиентом и спросил, что он думает о разработчике. Оказалось, что заказчик очень доволен и не знал, что сотрудник перерабатывает. Клиент был не против, чтобы программист работал меньше, потому что он и так суперэффективный. Слова заказчика передали разработчику, и он перестал беспокоиться.

Бывает, что сотруднику поступают предложения из других мест, где платят больше, и человек задумывается об уходе: „Здесь нравится, но там обещают больше денег“. В этом случае он может посоветоваться со своими кэрименом. Кэримен не будет убеждать остаться, а обсудит с подопечным плюсы и минусы увольнения, предложит еще подумать и предупредит руководителя о ситуации. Если человек хорошо работает и клиенты им довольны, ему, скорее всего, повысят зарплату.

— В первую очередь цель кэрименства — сделать сотрудников счастливее, показать им, что они не одни, что они нужны и важны, что в компании есть человек, с которым можно поговорить и поделиться тем, что волнует. Во вторую — сделать так, чтобы проблемы решались, а сотрудники хотели работать в Neti долгое время, — говорит Андрей Каназин.

 

Как кэримены относятся к своей роли

Кэримены много взаимодействуют с людьми, часто разрешают проблемы и конфликты. Благодаря этому у них прокачивается эмоциональный интеллект: они лучше понимают чувства других и быстрее находят выход из сложных ситуаций. Почему быть кэрименом — здорово, рассказывают Регина Кучерова и Константин Бикбаев.

 

«Нет единой формулы кэрименства»

Кэримен: зачем в компании «человек-забота»

Регина Кучерова

— У меня больше 30 подопечных, — рассказывает Регина Кучерова. — С одними у меня очень личные беседы, ведь многие стали моими друзьями. С другими преобладает общение на рабочие моменты. Люди разные. Кто-то подпускает к себе ближе, кто-то нет. Я это учитываю и не лезу в душу человека, если вижу, что он не хочет. У меня нет единой формулы кэрименства, к каждому — особый подход.

Кэримены — супермены заботы о сотрудниках, и компании они необходимы. Мы сейчас стремительно растем, плюс у нас удаленка. Если кэримены исчезнут, ребята-удаленщики почувствуют себя одинокими, их проблемы не будут решаться своевременно. Это же катастрофа! Мне бы такого не хотелось. Я хочу работать в компании, где сотрудники счастливы. Мне доставляет искреннюю радость работать с счастливыми коллегами. И я могу на это повлиять, потому что я — кэримен.

 

«Кэрименство — хороший способ изучить психологию»

Кэримен: зачем в компании «человек-забота»

Константин Бикбаев

— У меня пять подопечных, больше не беру, чтобы уделять каждому достаточно внимания и при этом успевать работать на проектах, — рассказывает Константин Бикбаев. — Моя задача как кэримена: проявить заботу о коллеге, поговорить с ним, чтобы человек не думал, что про него забыли. Когда работаешь в офисе, есть с кем пообщаться. А на удаленке, когда дома сидишь один со своей работой, кроме рп-шников и бизнес-аналитиков редко с кем разговариваешь. Важно, чтобы был еще кто-то, с кем можно побеседовать.

Для меня общение с подопечными — одна из возможностей отвлечься от задач. Я звоню или пишу им в перерыве между делами или если случается ступор в работе.

Кэрименство — хороший способ изучить психологию. Разбираясь в чужих проблемах, переосмысливаешь свои и набираешься опыта. Потом, в похожей ситуации, это пригодится, чтобы самому найти выход из положения или помочь кому-то другому. Появляется больше лояльности к людям, начинаешь понимать их мотивы.

Я кэримен уже полтора года и за это время стал более открытым, перестал бояться разговаривать с людьми, научился слушать и слышать.

 

Как стать кэрименом

Стать кэрименом и проявлять заботу о сотрудниках компании может любой работник Neti, если ему нравится общаться с людьми и помогать им. Можно совмещать роль кэримена с основной ролью разработчика, менеджера, консультанта.

Кэримены общаются с подопечными в течение рабочего дня или после работы. Во втором случае кэримен фиксирует часы, потраченные на беседу, как переработку — время будет оплачено.

В среднем общение с одним подопечным занимает от 15 до 30 минут.

Сейчас в Neti 19 кэрименов, но для компании, в которой больше 240 сотрудников, этого мало. Оптимально, когда у одного кэримена 5–10 подопечных, чтобы он успевал в течение недели общаться со всеми. У некоторых кэрименов больше 30 подопечных, как у Регины: «Это много, ведь главное не количество, а качество. Все мои подопечные прекрасны. Но было бы лучше, если бы у меня осталось максимум 15 человек. Я бы с ними более качественно кэрименила».